На юге Ирака, в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, а также там, где они сливаются в общий поток, имеются огромные болота. Их площадь в настоящее время сравнима с территорией Черногории, а еще несколько десятилетий назад была намного больше.
Для Ближнего Востока вода является дефицитом, и где она есть, обязательно живут люди. Тем более, что в этих местах исключительно много рыбы, а по берегам можно выращивать пшеницу и рис. Неудивительно, регион был давно освоен, а тех, кто там поселился, назвали болотными (или озерными) арабами.
В Ираке их называют маадан – «житель равнин», и это не очень хорошее слово. Оно изначально использовалось в пренебрежительном смысле кочевниками-бедуинами в отношение земледельцев Месопотамии. Но вот в чем дело: болотные арабы по происхождению относятся к пустынным кланам и сохраняют некоторые из своих старых обычаев. Они осели тут сравнительно недавно по историческим меркам – менее тысячелетия назад.
Мааданы изначально делились на две группы. Одна из них держала водяных буйволов – крупных индийских быков, которые ведут почти тот же образ жизни, что и бегемоты. Вторая выращивала рис, пшеницу, ячмень и разводила крупный и мелкий домашний скот.
Разумеется, и те, и другие, ловили рыбу. При этом, использование сетей считалось бесчестным и было дозволено только отщепенцам с низким статусом. Настоящий мужчина пользовался только острогой. Правда, со временем этот обычай ушел в прошлое, и к середине 20-го века болота обеспечивали большую часть иракского улова речной рыбы.
Большинство жителей болот по своей вере являются шиитами-двунадесятниками, как многие другие иракцы. Но среди них есть небольшие общины мандеев – это ранняя семитская религия на стыке иудаизма и христианства. Но мечетей и иных храмов они не строят – подходящих мест на их малой родине для этого нет. И большинство обрядов исполняется в одиночестве. Некоторые из мааданов посещают священное для шиитов место Аль-Узейр – это гробница еврейского пророка Эзры, расположенная поблизости. Другие отправляются в паломничество в иранский город Мешхед, и только меньшинство бывало в Медине и Мекке.
Как и бедуины пустыни, болотные арабы делятся на племена, во главе которых стоят шейхи. Шейх получает от них определенную дань, но вынужден содержать большой гостевой дом, и это единственное крупное здание у мааданов. Там решают вопросы общины, собираются на праздники, отправляют обряды, вершат суд.
Происхождение этой общины является загадкой. Но среди древних шумеров имелись люди, с таким же способом ведения хозяйства и образом жизни. Однако, шумеры растворились среди семитов около 3,8 тысячелетий назад, а болотные арабы появились в последнее тысячелетие.
В конце 9-го века в этих местах произошло крупное восстание черных рабов зинджей, которые занимались расчисткой солончаков. На тот момент никаких болот и болотных жителей в регионе не было. Но дело в том, что мааданы разделяют многие традиции и обычаи, характерные для пустынных племен. Поэтому, видимо, являются изменившими место жительства бедуинами. Остается загадкой, как сюда попали буйволы из Индии – ведь перевезти их могло только государство.
Жители Ирака, особенно, его оседлое население, всегда относились к этим людям, как к беднякам и варварам. Однако, их никто не трогал – до поры. Но в 1991-м году, после американского вторжения, шииты подняли большое восстание против Саддама Хусейна, к которому присоединились мааданы. Но диктатор своих врагов сумел победить, и запустил программу по осушению болот. Тогда была возведена дамба, и в результате их площадь уменьшилась в несколько раз. А все несогласные были переселены.
Но в ходе новой американской операции болотные арабы эту дамбу взорвали. И кое-кто из них вернулся в родные места. Но большинство прижилось на суше, где можно вести менее свободную от государства, но более богатую жизнь. Сейчас их осталось около 15-ти тысяч, но десятилетие назад было больше в десять раз.
#ирак #ближний восток #арабы #саддам хусейн