Найти тему
1001.ru

Ким Бритов: цвет как язык самовыражения (Часть 2)

Размышления о жизни и творческом наследии художника, стоявшего у истоков владимирской школы живописи

Читать Часть 1. Пути тернистое начало. Становление. Первые успехи. Выход на всесоюзный уровень

Признание заслуг

Несмотря на обвинения в безыдейности и примитивизме, исходившие от некоторых искусствоведов и партийных работников в 1960-х, владимирские пейзажисты обрели признание и любовь, пробились к своей аудитории. Одни замечали в картинах преемственность по отношению к русским народным промыслам, мстёрской лаковой миниатюре. Другие обращали внимание на неожиданность цветовых решений и завышенную линию горизонта. А кто-то даже усматривал влияние модернистских течений, например фовизма. Постепенно возраставший интерес к творчеству художников владимирской земли принёс свои плоды: с 1964 года в столице СССР достаточно регулярно начинают проводиться тематические выставки. И Ким Николаевич Бритов становится их неизменным участником.


Жигули на Волге. 1974
Жигули на Волге. 1974

Получив всесоюзную известность, живописец не остановился в своём художественном развитии. Он продолжил эксперименты с сочетаниями цветов и их интенсивностью, ставшие «визитной карточкой» произведений Бритова. Также в эти годы он осваивает технику объёмного письма, открывает серию работ, посвящённых древнерусским городам. Чувствуется интерес художника к переходным состояниям природы, прежде всего, к весне и осени. При этом сотни пейзажей Бритова, на которых он запечатлел любимые времена года, никак не назовёшь однотипными или штампованными — в самых, казалось бы, обыденных сюжетах он неизменно находил для себя что-то особенное. А главное, умел это особенное донести до самого широкого круга зрителей.


Вечер на море. 1978
Вечер на море. 1978

О сложных отношениях с партией Ким Николаевич говорить не очень-то любил. Разгромная, зачастую необоснованная критика, исключение из Союза художников РСФСР… Не самые приятные воспоминания. Между тем, по утверждению самого Бритова, творить и выставляться ему не мешали никогда. Так это или нет — сегодня уже не столь важно. Тем более, что в 1972 году советская власть всё же признала заслуги владимирских пейзажистов. В статье, опубликованной газетой «Правда», помимо прочих достоинств отмечались «пластическое совершенство и эстетическая содержательность» работ Бритова и Юкина…

В каком красивом мире мы живём!..

В 1970-е годы Ким Николаевич совершает ряд творческих экспедиций по Советскому Союзу. География их весьма обширна — от Крыма до Урала. Затем последовали зарубежные поездки. Но, где бы ни оказывался художник — в лесных лабиринтах Финляндии или на ослепительных пляжах Острова Свободы, — всюду он стремился уловить, прочувствовать и передать животворную энергию каждого места, сохраняя при этом свой самобытный, узнаваемый почерк. Получалось: работы живописца до сих пор находят горячий отклик в сердцах людей из разных стран и континентов.


Куба. 1981
Куба. 1981

Но всё же главной в творчестве Бритова всегда оставалась тема родной владимирской земли. Удивительная деталь: с годами, по мере обретения автором житейской мудрости и опыта, его произведения становились всё более насыщенными выразительной, отчасти детской непосредственностью. Пройдя нелёгкий путь, Ким Николаевич не очерствел душой, до последних дней смог сберечь в себе чувственность.

Сегодня произведения Кима Бритова можно увидеть и в Третьяковской галерее, и в Истонской Академии Искусств, и даже в северокорейском Музее Ким Ир Сена. Охотно приобретаются бритовские пейзажи и для частных коллекций по всему миру. А в городе Владимире, чьим почётным гражданином Ким Николаевич стал в 2003 году, регулярно проводятся выставки его работ и вечера памяти.


Март. Гости приехали. 1996
Март. Гости приехали. 1996

Званиями и наградами некогда гонимого властями пейзажиста также не обделили. В 1995 году Борис Ельцин присвоил ему звание «Народный художник РФ». Также Ким Николаевич был награждён Золотой медалью Академии художеств, Золотой Пушкинской медалью, а в 2002 году стал первым лауреатом премии имени Левитана. И это далеко не полный перечень регалий, которых был заслуженно удостоен Бритов.

Сам же мастер незадолго до кончины признался, что одной из самых дорогих его сердцу наград стала… запись в книге отзывов. Её оставил один из посетителей первой персональной выставки Бритова, прошедшей в 1975 году. Запись гласила:

Спасибо художнику за то, что он открыл мир, который мы не замечали. В каком красивом мире мы живём!

Павел Новиков


Холодный день. 2006
Холодный день. 2006

Материалы автора