Найти тему
Загадки истории

Как в Югославии в 1999 году сбили американский самолет-невидимку «Стелс»

Оглавление

В конце 90-х американцы развязали очередной конфликт в Югославии. Это была настоящая война. Не давала покоя боссам НАТО политика Слободана Милошевича. Наверное, югославский лидер не был ангелом. Ведь он в первую очередь защищал интересы сербов. А представители некоторых других народов в Югославии чувствовали себя не очень хорошо.

Но американцев и вовсе не интересовало благополучие государства, которым руководил Милошевич. Югославия не была прозападным государством. И это нужно было исправить.

Про тот конфликт можно написать много. Главное для меня: Америка применяла ковровые бомбардировки. Огромное количество жителей Югославии, в том числе и детей, ушло в мир иной. Не могу оправдать американцев. Да и нет никакого желания это делать.

Но речь в статье пойдет о конкретном эпизоде того военного конфликта – когда сербы сбили американский самолет-невидимку «Стелс». Помнится, в Штатах очень гордились этими летательными аппаратами. Заявляли, что «Стелс» не по зубам даже самым современным системам ПВО. А 27 марта 1999 года появилась новость: «Стелс» сбит. Это произошло под Белградом, в районе деревни Буджановцы.

Если я ничего не путаю, то в новостях даже говорили, что сбил самолет-невидимку сербский крестьянин, выстрелив из ружья. Тут же сатирик Михаил Николаевич Задорнов ухватился за эту тему, стал шутить про «Стелс».

Самолет, опередивший время

В Америке очень гордились тем, что в 80-х смогли разработать самолет-невидимку – «Стелс». У него было также и другое название: F-117 «Night Hawk» - то есть «Ночной ястреб».

Выпущено было не так много самолетов этой серии – около 60 штук. И это с учетом прототипов. Но «Ночные ястребы» за почти 30 лет налетали 220 тыс. часов. Самолеты применяли в Панаме, в Ираке, в Югославии. Возможно, что и в некоторых других странах.

«Стелсы» прекратили использовать в 2008 году.

Эти самолеты действительно были незаметны для радаров. Всё дело было в особых разработках:

· специальная геометрия крыла;

· радиопоглощающее покрытие;

· экраны на компрессорах и соплах.

-2

Летчики «Стелсов» никогда особо не переживали, что их вычислят в небе. Сами про себя эти военные говорили, что они «бандиты», потому что летчики могли спокойно вылетать ночами на задания, никого не опасаясь, так же спокойно делать свое дело и возвращаться на базу.

Действительно, «Стелсы» выходили на работу без всякого прикрытия. Иногда летчики даже не меняли маршрутов.

Одного сбили

Как я указывала выше, 27 марта 1999 года один из американских «ночных охотников» сербы сбили. Хотя высказываются до сих пор версии, что это были не сербы. Разберемся с теориями:

1. Возможно, что «Стелс» в небе встретился с истребителем «МиГ-29». Это для радаров «Ночной ястреб» был невидим. А летчик на «МиГе» установил с американским самолетом визуальный контакт и уничтожил «Стелс».

2. Есть версия, что летчик F-117 совершил ошибку, в результате которой был демаскирован. Американец, возможно, отклонился от маршрута, и его заметили.

3. Сербы считают, что падение самолета-невидимки на землю – это исключительно заслуга югославских сил ПВО. Якобы «Стелс» был сбит 3-й батареей 250-й бригады ПВО под командованием полковника Дани Золтана.

Последнюю версию рассмотрим более подробно.

Та самая третья батарея располагала старым ЗРК С-125. Он был произведен в 1976 году. Но в той ситуации древность стала преимуществом.

Американцы, когда создавали свои «Стелсы», ориентировались на современные комплексы ПВО, которые работают на высоких частотах. С-125 использовал частоты низкие. Он не так уж быстро и точно определял положение разных объектов в небе. Зато «видел» больше.

С-125 легко обнаружил «Стелс» в ночном югославском небе.

Сами же «Ночные ястребы» были неповоротливыми машинами. Если уж самолет смогли вычислить, то сбить его было легко.

-3

Золтан также рассказывал, что у него были свои шпионы возле авиабазы, с которой взлетал «Стелс». Как только самолет поднялся в небо, полковнику об этом стало известно.

То есть югославы, имея на вооружении только старую технику, продемонстрировали свой талант в военном искусстве. Они придумали, как можно, применяя комплекс ПВО С-125, сбить современный американский самолет.

3-я батарей 250-й бригады ПВО под командованием Дани Золтана совершила самый настоящий подвиг.

У Югославии не было шансов выиграть в том военном конфликте, но болезненный удар солдаты страны американцам нанесли.