40,6K подписчиков

Екатерина Дашкова — женщина, стоявшая у руля двух академий

591 прочитал

XVIII век в истории получил название Эпоха Просвещения. Именно тогда наука вышла из пыльных кабинетов ученых и постепенно стала доступна широким слоям населения. А в Российской империи XVIII век назвали "веком женщин". Почти три четверти столетия государством правили императрицы — Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Но была на политической арене страны и еще одна особа, о которой сейчас мало вспоминают. А ведь именно она сделала все возможное, чтобы Эпоха Просвещения дошла и до нашей земли. И не просто дошла, а превратила Россию в одну из передовых и образованных стран. Речь идет о княгине Екатерине Романовне Дашковой – первой и единственной женщине, ставшей президентом Российской академии наук.

Екатерина Романовна Дашкова. Портрет 1784 года/ © Public Domain
Екатерина Романовна Дашкова. Портрет 1784 года/ © Public Domain

Прилежная особа

Она родилась в марте 1743 года в семье Воронцовых – одном из древнейших дворянских родов России. Отец, граф Роман Воронцов, служил сенатором и имел чин генерал-аншефа, а мать – Марфа Сурмина считалась обладательницей крупнейшего состояния в империи. Но счастливая жизнь в семье продлилась недолго. Со смертью матери отец передал 4-летнюю Екатерину на воспитание в семью своего брата вице-канцлера Михаила Воронцова.

Судьба девушек из высшего сословия в России в те времена была одинаковой – обучение базовым основам грамотности и хорошим манерам, а после замужество, дети и жизнь в качестве хозяйки большого имения. Но не такой была юная Екатерина. Находясь в семье своего дяди, она изучила всю его библиотеку, пристрастившись к вдумчивому чтению с 15-летнего возраста.

Именно эта ее особенность и послужила началом дружбы с женой наследника престола принцессой Фике, будущей Екатериной II. Воронцову представили великой княгине Екатерине Алексеевне когда девушка, вышедшая к тому времени замуж и ставшая Дашковой, побывала на светском приеме в Москве. Ее порекомендовали как "юную особу, которая почти всё время проводит за учением". Будущей императрице приглянулась умная и образованная не по годам молодая женщина, и несмотря на то, что между ними было 14 лет разницы, две Екатерины стали подругами.

Агент влияния

Старшая Екатерина посвящала юную подругу во все свои планы и предстоящий дворцовый переворот тоже не стал исключением. Дашкова принимала в нем самое активное участие. Вот только степень ее вовлеченности остается спорной. По воспоминаниям Екатерины II, Дашкова отвечала лишь за связь с офицерами низшего звена. А по словам самой княгини, она претендовала на роль главной движущей силы заговора. Впоследствии Дашкова утверждала что только благодаря ей на сторону жены Петра III перешли все влиятельные сановники империи.

Екатерина II и Екатерина Дашкова во время переворота 28 июня 1762 года/ Public Domain
Екатерина II и Екатерина Дашкова во время переворота 28 июня 1762 года/ Public Domain

Подобное расхождение объясняется тем, что вскоре после воцарение Екатерины II, ее отношения с фавориткой испортились. Дашкова на дух не переносила любовника императрицы Григория Орлова. А поскольку она никогда не отличалась особой сдержанностью в общении, об этой нелюбви и нелестных оценках умственных способностей Орлова узнал весь двор.

Очень скоро Дашкова оказалась в опале, была отдалена от двора и уехала в свое имение. Но охлаждение отношений, тем не менее, не помешало княгине получить разрешение от самодержицы на выезд за границу. Это было первое ее путешествие в Европу, которое продлилось три года. И оно не стало типичной поездкой изнывающей от скуки богатой дамы. Екатерина Романовна не посещала курорты, избегала светских приемов, зато с головой окунулась в европейское просвещение. Она очень тесно сошлась с великими умами эпохи – Дидро, Вольтером, Руссо и стала, как это сейчас говорят "агентом влияния" императрицы.

Везде и всюду она рассказывала о России как о великой стране, которую ждет славное будущее, а уж на эпитеты в адрес своей государыни Дашкова не скупилась никогда. Благодаря переписке с тем же самым Вольтером, Екатерина II осталась довольна тем, как Дашкова за границей славит российское величие. Вторая поездка Екатерины Романовны в Европу длилась уже дольше – 7 лет. Пока ее сын получал образование в Эдинбургском университете, княгиня продолжала путешествовать по Европе, знакомясь и с наукой, с промышленностью, заводя знакомства с политиками. учеными и влиятельными умами современности.

Мадам директор

В 1782 году она окончательно вернулась в Россию. Отношения с Екатериной II вновь потеплели, императрице очень импонировало стремление Дашковой сделать русский великим литературным языком в Европе. И после некоторых раздумий она назначает княгиню директором Петербургской академии наук.

А дела в ней после смерти Ломоносова шли, мягко сказать, не очень. Президенту графу Разумовскому было не до академии, он постоянно отвлекался на разнообразные дела. Предыдущего директора писателя Домашнева и вовсе обвинили в растрате средств. У учреждения было скромное государственное финансирование, а зарабатывать у академиков не получалось.

Глава двух Академий наук княгиня Дашкова/ © kommersant.ru
Глава двух Академий наук княгиня Дашкова/ © kommersant.ru

Засучив рукава, Дашкова взялась расчищать эти "авгиевы конюшни". Она нанесла решительный удар по царившей в стенах академии бюрократии. К примеру, в разы снизила цены на книги, карты и альманахи, продаваемые академией, которые из-за дороговизны никто не покупал. Составила список необходимого ученым оборудования и сама организовала централизованный его закуп за границей. Стала издавать научные альманахи и проводить просветительские лекции среди населения. Это позволило привлечь в академию много молодых студентов, лучших из которых стали отправлять на учебу в европейские университеты.

А в октябре 1783 года по инициативе Дашковой была создана Императорская Российская Академия – специальное учреждение для изучения гуманитарных наук и русского языка. Главным трудом, созданным под руководством Дашковой, стал "толковый словарь русского языка" – первый в нашей истории. В России появились переводы лучших произведений иностранной литературы, стал выпускаться журнал "Собеседник любителей российского слова", в котором печатались Фонвизин и Державин.

Всю просветительскую работу Екатерина Романовна удачно сочетала с административной. Стоя у руля двух академий, она привела в порядок финансы в первой и обеспечила процветание второй.

От славы к забвению

Но вся ее деятельность на благо российской просветительской науки была бы невозможна без личного покровительства императрицы. А вот с ней отношения у Дашковой вновь начали портиться. Последний фаворит Екатерины Платон Зубов удостоился от острой на язык княгини нелестных эпитетов. Он оказался человеком мстительным и исподволь стал настраивать Екатерину против "ее светлости мадам директора". И Зубову это удалось – в 1795 году Дашкова была снята со всех постов и отправлена в опалу. Поводом послужило издание трагедии Якова Княжнина "Вадим Новгородский", в которой в открытую критиковались государственные устои империи.

Пришедший на смену Екатерине Павел I прекрасно помнил какую роль сыграла Дашкова в свержении его отца, поэтому он окончательно отстранил княгиню от двора и запретил ей показываться в Петербурге. Немолодая уже Дашкова уехала в свое имение в Калужской области и засела за мемуары.

Дашкова в последние годы жизни/ © portal-kultura.ru
Дашкова в последние годы жизни/ © portal-kultura.ru

В 1801 году в России произошел очередной дворцовый переворот, последний в ее истории. На престол взошел Александр I, который вернул Дашкову в Петербург и даже предложил ей вновь возглавить Академию наук. Но она ответила отказом. Екатерине Романовне было уже под шестьдесят и по всей видимости она считала, что сделала для российской науки все что смогла. Она заканчивает писать мемуары, прекрасно осознавая, что такую книгу в России при ее жизни никто не издаст. Так оно и вышло – "Записки княгини Дашковой, урожденной Воронцовой" увидели свет только через 30 лет после ее смерти.

Екатерины Романовны Дашковой не стало 16 января 1610 года. Ее кончина прошла незамеченной в светском обществе, а уже в XIX веке никто точно и не помнил, где находится захоронение великой женщины, просветившей всю Россию. Лишь в 1999 году ученым удалось обнаружить ее усыпальницу в селе Троицком – бывшем имении Дашковой. Сейчас захоронение восстановлено, освещено церковью и открыто для посещения всем желающим.

Судьба Екатерины Дашковой отличалась от судьбы большинства женщин той эпохи, которые видели свое предназначение только в рождении детей и оберегании семейного огня. Такой была, например, Мария Федоровна, супруга императора Павла I:

(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: aif.ru; histrf.ru; kulturologia.ru)