Найти в Дзене

Структура культурного упадка

Сейчас я рассмотрю культурный упадок более детально, потому что, применяя гуманитарный метод, чаще всего приходится разбираться именно с упадком. Это связано прежде всего с тем, что проблемы возникают тогда, когда становится плохо, обнаруживается упадок. Напомню гуманитарную схему: - естественная потребность; - культурное ограничение; - культурное условие; - культурная потребность; - культурный человек. В философии упадка я объяснил, что упадок происходит из-за того, что не выполняется культурное условие. И поэтому естественная потребность удовлетворяется предметами и методами, приблизительно подходящими под культурное условие. Это называется отклонение. Поскольку отклонение не вытекает из логики культурного условия, то по отношению к нему оно ситуативное, случайное. Неудачную попытку вывести логику, исходя из которой можно считать, что отклонение происходит не случайно, а закономерно, сделал Гегель. Я же полагаю, что случайность относительно культурного условия – существенное свойство

Сейчас я рассмотрю культурный упадок более детально, потому что, применяя гуманитарный метод, чаще всего приходится разбираться именно с упадком. Это связано прежде всего с тем, что проблемы возникают тогда, когда становится плохо, обнаруживается упадок.

Напомню гуманитарную схему:

- естественная потребность;

- культурное ограничение;

- культурное условие;

- культурная потребность;

- культурный человек.

В философии упадка я объяснил, что упадок происходит из-за того, что не выполняется культурное условие. И поэтому естественная потребность удовлетворяется предметами и методами, приблизительно подходящими под культурное условие. Это называется отклонение. Поскольку отклонение не вытекает из логики культурного условия, то по отношению к нему оно ситуативное, случайное. Неудачную попытку вывести логику, исходя из которой можно считать, что отклонение происходит не случайно, а закономерно, сделал Гегель. Я же полагаю, что случайность относительно культурного условия – существенное свойство отклонения. Поэтому невыполнение культурного условия называю случайным отклонением.

Вообще все отклонения от культурного условия случайны, но не случайны (как предмет/метод удовлетворения) в отношении естественной потребности, потому что от нее не отклоняются. Естественная потребность может удовлетворяться массой предметов и способов. Просто некоторые из них будут культурными, а некоторые нет. Если люди перестают выискивать культурные предметы/методы удовлетворения естественной потребности, то такие отклонения я называют привычными. Это означает, что потребность удовлетворять естественную потребность посредством культурных предметов/способов исчезла. Однако при этом люди еще продолжают имитировать культурные предметы/методы для демонстрационной культурности. Понятие «культурный человек» в силе.

Отклонения, связанные с отказом и от демонстрационной культурности, я называю преднамеренными отклонениями. Совершить что-то некультурное можно и непроизвольно (случайно или по привычке), но перестать быть культурным можно только преднамеренно. Рафинированный пример: Скарлетт в "Унесенные ветром" заявила (сама себе), что убьет и украдет, но никогда не будет голодать.

В этом месте может начаться отказ от культурного ограничения, наступление контркультуры, дегенеративные проявления, вырождение.

О длительности упадка и вырождения можно сказать следующее. Упадок теоретически может длиться вечно, время же вырождения принципиально конечно. И если упадок теоретически обратим (культурные потребности и условия могут восстанавливаться), то вырождение – это уже необратимость.

Сергей Дегтярев

Начало здесь

Далее: Происхождение экономического человека

Telegram