Работая в школе, я много раз сталкивался с упрёками родителей в мой адрес и адрес моих коллег, что мы плохо работает и учим детей, поэтому у них плохие оценки. Однако почему-то родители-критики не замечали, что у «плохих учителей» есть не только двоечники-троечники, но и хорошисты с отличниками (как-то избирательно плохо мы учили), а у детей критиков проблемы с оценками по очень многим предметам. Неужели все учителя плохие, или может дело не в них?
Двоечник, зато спортсмен
В качестве ответа на вопрос рассказу одну историю. Одно время я работал в ИП, которое занималось обучением языкам, и однажды ко мне привели мальчишку-шестиклассника с таким заданием — у него плохой английский, надо это исправить. Ученик был такой, хм, характерный: папа из силовиков, мама — домохозяйка, да и по мальчишке видно, что он спортсмен, поэтому не удивительно, что с нынешней сложной школьной программой английского языка ему рисуют тройки, хотя знаний на двойку или кол.
Проверил базовые знания — не знал даже алфавита. Провёл один урок, второй, а мальчик ничего дома не делает и не учит. Моё терпение лопнуло, и я прямо спросил: «А чего ты хочешь получить от наших занятий?» Ответ был ожидаем: чтобы я делал ему домашние задания и учителя в школе от него отстали. Он не пришёл за знаниями (ко мне его отправили родители против его воли), а самому мальчику это вообще не было нужно. Ему хватает и нарисованной тройки, а английский — безразличен, и у него есть более интересные и увлекательные дела.
Английский мне не нужен (С)
Я ему и сказал, что «домашку» за него делать не буду — её будешь делать сам — а на занятиях мы будем учиться. И с родителями поговорил. После этого процесс обучения пошёл, хотя могло быть и лучше. Например, дал ученику тренажёр для смартфона (где всё ярко и в игровой форме), так он два дня им позанимался и забросил. А что поделать — иностранный язык надо учить и зубрить, а если ученик этого не хочет, то насильно в него знания не запихаешь. И таких учеников сейчас очень много. Стал ли в мой ученик хорошистом и отличником в английском? Нет, к предмету он был всё так же безразличен, а дома делал всё по минимуму, но это всё же лучше, чем ничего.
Английский как предмет — это самый яркий пример того, к чему может привести безразличие ученика. Это один самых сложных предметов, и в нём надо многое учить дома самостоятельно, а если ученик этого не делает (домашняя работа это сугубо его ответственность), то общий результат по предмету будет нулевой. Да, можно сказать, что это учитель виноват, ибо не смог заинтересовать ученика предметом, но простите, что это за детский сад? Кому надо, чтобы ребёнок ходил в школу — учителю, или ребёнку и его родителям? Да и учитель не базарный торговец, чтобы кому-то навязывать свой товар.
Поэтому моя позиция проста: в успеваемости школьника многое зависит от учителя, но не меньшая ответственность лежит и на школьнике. Прежде чем родителям упрекать учителя за якобы плохую работу, лучше спросить себя о том, а прикладывает ли их ребёнок все необходимые усилия в учёбе? И зачастую с этим наблюдаются проблемы, но проще переложить ответственность на кого-то другого и сделать его виноватым, чем самому стараться и прикладывать усилия. И не забываем: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить.
Жмите «палец вверх», подписывайтесь на канал и делитесь мнением в комментариях! Спасибо за поддержку!