Найти в Дзене
Нескучная логопедия

Как развивать речь двухлетнего ребенка. Ждать когда сам научится или действовать? Ответ логопеда на вопрос читательницы

Оглавление

Развитие речи двухлетнего малыша (ну или плюс минус двухлетнего) всегда вызывает много переживаний и споров у родителей. Почему? Да потому, что это очень сложный период, когда одни дети уже читают стихи и с упоением рассказывают, что они делали в детском саду, а другие еще молчат. Нельзя однозначно утверждать: "всё нормализуется ждите" и "у ребенка отставание в развитии". Оба утверждения должны опираться на факты. Как минимум, ребенка должен посмотреть невролог, как максимум еще и стоматолог, логопед и другие специалисты (если этого требует состояние здоровья).

Добрый день, дорогие друзья. Приветствую вас на канале НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ. Сегодня с вопросом по развитию речи своего ребенка обратилась читательница с ником "В двух словах". Скажу сразу, онлайн консультация может оказаться не сто процентов точной, так как я не имею возможности пообщаться с ребенком и изучить медицинскую документацию. Поэтому могу дать только общие советы, с позиции "не навреди". Жду от вас вопросы по вашим детям, а также ваши результаты развития и воспитания. С удовольствием прочту, какие успехи у вашего малыша.
Личный архив
Личный архив

1. Вопрос читательницы

Чтобы не упустить важные моменты и вы поняли о чем речь, я приведу дословно нашу переписку.

В двух словах

Очень интересно, спасибо! Насчёт пятого совета, я так с дочерью пытаюсь, но ей два варианта оставляешь, она пальцем показывает и всё. А потом сердится, что я не понимаю, она же показала то, что ей надо. Не знаю что в этой ситуации делать, просто продолжать?

P.s. если интересно, что это за пятый совет, то он описан в статье:
"Ребенку 2,5 года в речи отдельные слова. Как помочь?" Ответ логопеда на вопрос читательницы
Нескучная логопедия27 сентября 2022

И у меня вопрос:

Сейчас дочке 1 год и 11 месяцев, но ей никак не даются звуки [К] и [Г], например не "тик-так", а "ти-та". Она вообще старается не говорить слова в которых есть эти звуки. Как можно ей помочь и стоит ли сейчас это делать? Или просто подождать, а если ждать, то до какого возраста?

Нескучная логопедия

Добрый вечер, очень сложно давать советы на расстоянии, не видя ребенка и чтобы дать вам более точный и подробный ответ, прошу вас ответить на несколько вопросов. Не сердитесь на эти вопросы, но они имеют большое значение 😊🙏.

P.s. ответы мамы для удобства приведу сразу после вопроса.
  • Как кушает ваша доченька (мягкая перетертая или твердая пища) - Пищу ест кусочками, варёную и тушёную, варёное мясо берет и жуёт, если оно мягкое. Грызёт яблоки и груши, печенье.
  • Как пьет (глотает) - Пьёт и из бутылочки и из чашки, чаще из бутылки, но если из чашки, то не давится, все проглатывает, обливается потому что не всегда до рта доносит.
  • Есть ли звуки [Г, К] в начале слога (в вашем примере звука нет после гласного), то есть может ли она произнести ка, га, кот - В начале слова тоже нет звука [К], недавно стала говорить "куп-куп", но получается "уп-уп". Звук [Г] иногда проскальзывает в слове "где", но редко. И больше нигде.
  • Может ли произносить мягкие звуки [к', г'] - например кя (кря), гя, кит - Мягких звуков тоже нет.
  • В вашем примере тик-ти, так-та дочка произносит только два звука. Остальные слова она тоже укорачивает до двух звуков или у неё есть более длинные слова - По большей части да все слова двухслоговые, самое длинное у неё "мония" - молния.
  • Есть ли у неё короткая фраза - Короткая фраза есть, например "мама дай", "би-би бух", "Ая бах", "папа где?" и другие, один раз, играя в прятки спросила "папа где я?".
  • Как протекало раннее развитие (гуление, лепет, первые слова) - И гуление и лепет все было своевременно, в 7 месяцев сказала "не надо", потом где-то в 8-9 появилась "мама", в 1.1 "папа", в 1.2 потом слово "где". Затем слова пошли чаще.
  • Много слов есть в активном (то, что произносит) словаре? - Слов и звукоподражаний много, думаю около 100, последний месяц более активно слова стали прибавляться, но есть знакомые дети у кого слов больше и произносят их чётче, поэтому не скажу, что все отлично. Она старается произносить слова после того как я упрощу их, убирая сложные для нее буквы, например "жираф" - "афа", после того как она слышит более простой вариант, она начинает использовать. До этого даже не пытается.

Ответ логопеда

Общее речевое развитие

Оно и только оно сейчас может "оцениваться" (и то не совсем корректное слово) и вызывать тревогу или радость родителей.

То есть, нарушение произношения отдельных звуков или их отсутствие в этом возрасте пока не считается проблемой и нарушением речевого развития. Но именно по вашим звукам, я чуть чуть напишу ниже.

В вашем случае общее речевое развитие протекает соответственно возрастным нормам. Самое главное, что дочка говорит и у неё есть потребность выражать свои мысли речью. Замечательно, что есть хорошая динамика в увеличении активного словарного запаса (пассивный у нее намного больше) и появились короткие фразы в речи. Слова тоже состоят не из двух звуков (одного слога), а бывают из двух, а иногда даже из трех слогов.

Продолжайте заниматься с ребенком в том же направлении. Начинайте обогащать глагольный словарь. На первом этапе озвучивайте всё, что вы делаете: наливаете (чай), поливаете (цветы), выливаете (из ведра воду). И так с остальными глаголами. Без вас ребенок не поймет этого многообразия нашего языка. Затем можно будет подключать игры и картинки.

Например:

Личный архив
Личный архив

Только в вашем возрасте карточки должны быть немного другие. Каждое действие на отдельной карточке. Работать сначала нужно над пониманием: "Покажи где машина ПОДЪЕХАЛА".

Еще лучше всё это обыграть с игрушкой на полу. Машинка ехала, к мишке подъехала, мишку объехала, от мишки отъехала, к мосту (из кубиков) подъехала, через мост переехала, от моста отъехала.

Давайте ребенку задания, сначала последовательно, затем вразноброс, а ребенок выполняет. Не забудьте похвалить или "вручить приз за победу".

Все игры повторяем многократно (то есть не один раз поиграли а забыли, а несколько дней подряд).

Что изменить в своем общении с ребенком

Не сердитесь, но я не могу не сказать об ошибках, которые заметила.

  • Во-первых забудьте про "знакомых детей". Все дети индивидуальны. И то, что соседский ребенок уже считает до ста (возможно не понимая смысла заученного или состава числа) или говорит больше и чище вашего, еще не показатель того, что у вас развитие отстает от нормы. Самое главное регулярно посещайте невролога. И если в этом направлении у вас всё хорошо и специалист не назначает лечения, то значит всё у вас идет в нужном направлении.
  • Никакого упрощения, смягчения слов. ВЫ - образец речи для вашего ребенка. Общайтесь спокойно, уверенно и с улыбкой. Не сразу, но она попытается сказать и более длинное слово. Как вы скажете её не понимаю, что такое АВА, если сами дали ей это вариант? В данный момент не нужно поправлять ребенка. Если укорачивает слова, так как ей пока удобно, пусть укорачивает. Вы при этом называете предметы правильно. Только так у неё начнут формироваться зачатки звукового анализа слова: количество слогов в слове, количество звуков, какие звуки.
  • Убирайте бутылочку - совсем. Дочь уже большая. Пообливается и перестанет.

Звуки [К, Г] - ждать или действовать

Впадать в панику и бить тревогу пока не стоит. Тем более, что звуки начинают проскакивать. Если в этом слове вы слышите звук, попробуйте его позакреплять.

  • Поиграйте в игру со словом "Где".
Приготовьте карточки с предметами, которые есть у вас дома.
Сначала вы показываете карточку и спрашиваете ребенка: "ГДЕ?". А ребенок находит предмет в комнате и отвечает: "ВОТ" или "ТУТ" или "ВОТ ТУТ" (зависит от того, что может сказать ваш ребенок, возможно первые несколько раз дочка будет просто показывать).
Затем показывает карточку и спрашивает: "ГДЕ" ребенок. А вы точно также коротко отвечаете. После вашего примера так отвечать начнет и дочка.
  • Научите дочку полоскать горлышко водичкой, при этом произносите звук [Г-Г-Г]. Это упражнение тренирует мышцы мягкого неба и спинки языка и помогает вызвать нужный звук. Обыграйте с ней этот момент. Придумайте веселую ситуацию. И у вас всё получится.

По поводу пятого совета из статьи:

"Ребенку 2,5 года в речи отдельные слова. Как помочь?" Ответ логопеда на вопрос читательницы
Нескучная логопедия27 сентября 2022

"Не сразу Москва строилась". Постепенно дочка начнет пытаться вам отвечать. Больше хвалите её, когда она вач что-то говорит. Положительные эмоции и ситуация успеха стимулируют развитие ребенка.

Надеюсь, что мой ответ будет вам полезен. Пусть ваша дочка растет умненькой и здоровенькой. 😊🙏

Дорогие друзья, буду рада прочитать в комментариях, как развивается ваш малыш. Поделитесь своими успехами. Задавайте вопросы.

Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍. А если нет, поставьте 👎.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍