Именно эта книга (и творчество Достоевского в целом) задала тон всей литературе будущего: никаких размышлевизмов по-французски на сорок страниц — но сюжет, действие, прописанные персонажи...
Словом — всё то, за что мы любим современную литературу. И за что ненавидим «школьную классику».
Итак, в чем же эта книга опередила своё время — и чем написанное после революции так отличается от «дореволюционного стандарта» русской литературы?
В чем сила, Достоевский?
Для этого — нужно разобраться, что было «в мейнстриме» до него. Хотя разбираться, прямо скажем, долго не надо: я об этом уже рассказывал в статье о дефективности творчества Толстого. Если кратко:
- Необыкновенная затянутость повествования. То, о чём можно рассказать на одной странице — натянуто на десяток.
- Бессмысленные мыслестрадания вместо действий. Герой проблему видит — но не решает, предпочитая по ней духовно страдать
и бросаться под поезда. - Смесь буржуйского с нижегородским. Да похлеще, чем с современными англицизмами, иной раз на буржуйском полкниги написано.
Достоевский же... Ничтоже сумняшеся все это «счастье» вырвал и выкинул на свалку истории. Не лично, конечно, но когда большевики во многом взяли именно его стиль в пример «как надо писать». Так что и разберём эти инновации:
• Прогрессивные сюжеты, отраженные жизнью
Тогда как остальные писали о высоких материях и любо-о-о-ови томной, т-щ Достоевский начал писать о вполне прикладных проблемах вполне жизненного общества.
Стоит ли удивляться тому, что и этот приём был быстро, решительно подчерпнут и использован во благо? Ведь в том же «преступлении и наказании», по сути, до соответствия книги новой ревморали оставалось бы только концовку переделать. Да добавить подсветки прогнившей сущности местной микрокредитной организации в старушачьем лице:)
• Краткость — сестра таланта!
То, что можно и нужно описать кратко — товарищ Достоевский в любой своей книге описывает кратко. Четко, понятно и без лишней «воды».
Никаких описаний непонятой красоты столовой ложки на пятнадцать страниц, никаких невыносимо затянутых диалогов, ныне считающихся уделом графоманов. Проза Достоевского — прямая и понятная, добавить тут нечего.
• Никаких декадентских мыслестраданий
Если герой Достоевского (любой, не только лишь главный) видит проблему — он её решает. Решает, чёрт подери, а не страдает над тщетностью бытия!
Пожалуй, именно это я назову главной инновацией т-ща Достоевского. И здесь он, пожалуй, именно что опередил своё время.
Ведь только лишь после Революции в России окончательно закрепился «культ действия», которым мы сейчас живем. И нам, нашим поколениям, все эти жуткие моральные страдания пыльных книг того же Толстого чужды абсолютно.
В них нет ни конфликта, ни действия, к которым мы привыкли. Мы научены, что если есть проблема — её нужно решать, и решать быстро, а не сокрушаться над тщетностью бытия и выдумывать философские отговорки.
И только лишь у Достоевского, из пожалуй что и всех русских авторов XIX века, книги написаны именно так: без мыслестраданий и размышлевизмов.
Видишь проблему? Решай! Видишь препятствие? Преодолей!
Достоевский — основоположник *современной* литературы
Да, после него эту новую концепцию ещё дорабатывали многие. Но основы русской прозы, какой мы её знаем сейчас, после Революции, заложил именно Достоевский. Прямо с «Преступления и наказания», своего первого крупного романа.
Да, кто-то может его критиковать и говорить, что «раньше было лучше», кто-то — говорить, что, может, идея-то и его, но до идеала её довели уже после его смерти (или, точнее, даже после Октябрьской революции, наконец-то перековавшей читающее общество)... Но главная заслуга, на мой взгляд — всё же именно его.
Да, потом были и последователи. Тот же Алексей Толстой, в своем творчестве доведший эту новую формулу до эталона. Но они были потом, они не были первопроходцами. И на этом, пожалуй, всё.
А что вы думаете о творчестве т-ща Достоевского?
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)