Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи. Впрочем, уже казаки Ермака столкнулись у стен Искера с весьма неплохо оснащенным противником: в источниках упоминается наличие у татар кольчуг, панцирей, бахтерцов, куяков, а также наручей и щитов. Про "шеломы" и говорить нечего.
Вот, кстати, упоминания щитов (причем относящиеся уже к XVII веку) у местных весьма интересны. У русских такой предмет вооружения исчез начисто уже в XVI веке. Едва ли не единственным русским знатным воином, в арсенале которого упоминался щит, был... Симеон Бекбулатович - чистокровный татарин по рождению.
Само по себе это совпадение мало что значит, но при появлении других численных данных можно будет, возможно, говорить о том, что татарская воинская традиция на XVI-XVII век отличалась от русской как раз использованием щита. Кстати, иногда - металлического. У Симеона Бекбулатовича имелся "щит противу копья", еще у одного из русских воевод того времени - "щит турской железной", а у сибирских татар изредка упоминаются медные щиты.
На территории Искера археологами найдены 3 копейных наконечника. Все три - бронебойные: очень узкие, ромбического (почти квадратного) сечения. В современной классификации такие называют иногда наконечниками пик, но тогда еще такого слова не было.
В тех же археологических пластах - большое количество бронебойных наконечников стрел. Там же, в Искере - и фрагменты кольчуг.
Интересен тот факт, что среди сибирских татар имелось много копейщиков. Из описания сражений казаков Ермака с кучумовцами:
"«…погани же противу нашедших крепце и немилостиво наступаху на конех, копейным поражением и острыми стрелами казаков уязвляют велми»
И эта традиция у них держалась долго. Так, в 1676 году хорватский священник Крижанич, которого волею судьбы занесло в Тобольск, описывал местных татар как "латников и копейщиков", и считал, что в ближний бой с ними ввязываться нерационально, а использовать против них, ежели что, лучше всего драгун и "пищальников".
Но здесь имеется важный нюанс... Кучум и его воины не были местными. Кучум, как и его нукеры, составлявшие костяк армии Сибирского ханства, происходили из Бухары - и использовали бухарский же традиционный воинский комплекс, основанный на кольчужном доспехе. Кольчужном или кольчато-пластинчатом. Тот самый комплекс, что характерен для исламских государств Азии.
Практически все источники, содержащие сведения о западно-сибирских доспехах на XVI-XVII века, называют их "пансырями". В том числе, например, требование Москвы к воеводе Верхотурья Хрущеву от 14 июля 1675:
«В прошлом в 177 году посланы наши Великого Государя грамоты в Тобольск, и в Томской, а велено в Тобольску и в Томском, и Тобольского и Томского разряду в городах, купить сто пансырей самых добрых и прислать к нам Великому государю, а денги на тое покупку держать из тамошних доходов. А в нынешнем во 183 году марта в 14 день, по нашему Великого государя указу, послана наша Великого государя грамота к вам, на Верхотурье, велено на Верхотурье потомуж пансыри покупать, а денги давать из тамошних же доходов, и присылати те пансыри к нам Великого Государю, к Москве»
В Кодском городке, в землях кодских хантов (довольно боевитого народа), был организован арсенал, содержащий «40 панцырей, 4 лука бухарских и 50 панцырных стрел». Панцирных - это бронебойных. И так далее, и тому подобное - панцири упоминаются и в арсеналах местных "князцов", и в наличии у самих хантов, периодически в этих самых панцирях бузотеривших. Здесь речь точно идет о кольчугах, поскольку доспехи народов Южной Сибири и Центральной Азии тоже были известны русским, и назывались всегда - куяками. Были они пластинчато-нашивными (бригантинного типа), и принадлежали к совсем другой военной традиции - ойратской, или монгольской. У сибирских татар Притурья таких доспехов почти не упоминается (кстати, в отличие от якутов, живших гораздо восточнее).
До нашего времени дошли 17 панцирей, которые могут быть достаточно надежно проассоциированы с западно-сибирской татарской воинской традицией. Все они - кольчужные. Некоторые, возможно, бухарского или самаркандского производства, другие - русского (несмотря на запрет продавать татарам оружие и доспехи, контрабандная торговля цвела пышнейшим цветом).
Вот со шлемами интереснее. Вот, например, один из местных шлемов:
Купол цельнокованый, над глазами - кольчужная привесь (через нее предполагалось и смотреть), а вот нащечники и назатыльник, настолько широкие, что их можно назвать и бармицей - куячного типа. Состоят из прямоугольных пластин, пришитых изнутри к матерчатой основе, причем очень точно подогнанных и друг к другу, и к куполу шлема.
Этот шлем является "комбинацией" западного, исламского оружейного комплекса (кольчужная защита лица, идет, кстати, до самых губ) и восточного - пластинчатые (куячные) науши и назатыльник. Есть предположение, впрочем, что кольчужный элемент "неродной" и добавлен к шлему позднее.
А происходит шлем из родовой коллекции татарских князей Кульмаметьевых, по семейной традиции считается, что изготовлен он был в XVII веке. Есть некоторые данные, говорящие о том, что иметь шлемы, выполненные именно в такой традиции, в среде татарской знати того времени считалось престижным.
И в целом - самим фактом своего существования этот шлем очень хорошо отражает "комбинированную" паноплию сибирских татар, сочетающую в себе элементы двух основных доспешных традиций Азии - монгольской (ойратской) и собственно татарской (мусульманской), со значительным преобладанием последней.
Источник - Л. А. Бобров, "К вопросу о защитном вооружении татар Западной Сибири последней четверти XVI – XVII вв."
На дальнейшие раскопки в залежах научных статей)))
2202 2007 1964 2231 - Сбер
4100 1468 8051 968 - Юмани.