Предисловие.
Многолетнее увлечение приборным поиском убедило меня в том, что одна единственная находка может сделать день.
Какая-нибудь невзрачная на вид вещица оказывается удивительным артефактом, порождающим много тайн, загадок и удивительных открытий. Сколько их было - гильз, пуговиц, значков, монет?
Об этих необычных находках я хотел бы поведать в серии коротких рассказов под общим названием "История одной находки".
И сегодня позвольте вам представить первый рассказ из этой серии:
Затвор.
Солнечным воскресным днём 9 октября 2022 года я выехал в район бывшего военного полигона для курсантов подольских военных училищ.
Стояла тёплая, почти безветренная погода. Послеобеденное время практически не оставляло надежды найти хоть что-нибудь за оставшееся до захода солнца время, а потому ехал просто подышать свежим воздухом.
Выбор места для поиска был совершенно случайным - основным критерием являлось отсутствие зарослей и высокой сухой травы, поэтому решил пройтись краем участка предыдущего выезда.
Само по себе место, куда я поехал, весьма примечательно. В годы Великой Отечественной войны там дислоцировалась часть по ремонту автомобильной и бронетанковой техники в следствие чего земля буквально нашпигована разным техническим железом. Куски гусениц, фары, цоколи от автомобильных ламп, детали двигателей, тормозные трубки, провода массы кузова, монтажные кольца для бортирования колёс - всё это звенит, гудит и рычит беспрерывно. Рай для желающих написать диссертацию об истории развития автомобильной техники в годы войны и ад для копателя.
Прелести добавляют и лежащие повсюду в земле полуистлевшие жестяные банки.
Через полтора часа копания болтов, гаек, шестерёнок и сломанных гаечных ключей очередной "железный" сигнал не сулил ничего нового.
С трудом поборов желание пройти мимо, оставить сигнал "на потом", воткнул штык лопаты в землю и... На поверхность выпал винтовочный затвор!
Ура!!! Сколько радости, какой восторг приносят подобные неожиданные находки! А затем - недоумение.
Первое предположение, как самое правдоподобное - затвор от мосинки. Но у мосинки рукоятка затвора прямая! Тогда что это?!
Начинаю вспоминать все известные модели винтовок этого периода. Изогнутая рукоятка у немецкого карабина mauser 98k, но она длиннее и сдвинута к задней части затвора.
У Бердана и Нагана затворы другие. У СВТ рукоятка затвора - с кольцом.
Автоматическая винтовка системы Симонова образца 1936 года (как и самозарядный карабин СКС-45) тоже явно не подходит.
У лёгкого карабина Токарева образца 1927 года рукоятка затвора прямая, да и выпущен он был лишь небольшой опытной партией.
Вспомнил даже ружейный гранатомёт системы Дьяконова, который широко применялся в ходе Советско-финской войны и на начальном этапе Великой Отечественной войны, а по штату стрелкового полка в 1939 году стоял на вооружении каждого стрелкового отделения. Конечно конструкция у него совершенно другая, но чем чёрт не шутит!..
Уже дома продолжил свои изыскания, начал перебирать в памяти иностранные винтовки - венгерские, румынские, польские, чешские. Обратился к сыну за помощью - ум хорошо, а два лучше!
И наконец, Интернет нам в помощь, вот оно!
Нижний точь-в-точь как мой!
Винтовки и карабины Манлихер М1893 стояли на вооружении румынской армии, изготавливались на австрийском заводе в городе Штейер, так как Румыния не имела собственного оружейного производства.
Карабин был той же конструкции, что и винтовка, но был создан для вооружения кавалерии, а также артиллерийских подразделений, и имел ряд существенных отличий, в том числе рукоятка затвора стала отогнутой вниз.
Но откуда здесь мог взяться затвор от румынского карабина?!!
В этом районе в 1941 году проходила линия обороны 49-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ивана Григорьевича Захаркина.
В октябре 1941 года войска Захаркина остановили продвижение XIII и частично XII и XLIII армейских корпусов Вермахта.
Линия фронта в полосе обороны 49-й армии проходила с севера на юг от реки Нары по населенным пунктам Сидоренки, Терехунь, Буриново, Высокое, Семкино, Екатериновка, Боровна, Кременки, Дракино, и далее вдоль правого берега реки Оки до Алексина, а после на юг еще на 20 км.
Серпуховский участок обороны Москвы к декабрю 1941 г. занимал протяженность около 80 км.
На данном участке обороны, насколько мне известно, происходили только воздушные бои.
Так откуда здесь мог взяться затвор от румынского карабина Манлихер М1893, если не то, что румын, а даже немцев на данном участке фронта не было?
Загадка, которую ещё предстоит разгадать.