Найти тему
NOIR

Как сложилась судьба жены старшего сына Сталина – Якова Джугашвили

Происхождение невестки Иосифа Сталина не было пролетарским. Да и откуда ему было взяться, если девушка воспитывалась в еврейской купеческой семье: её отец был купцом 2-й гильдии, а мать — классической матроной, на воспитании которой было пятеро детей. Юдифь Мельцер первой из дочерей почтенного семейства покинула отчий дом и начала жить самостоятельно. До замужества молодая девушка сделала собственную карьеру: начав с вокальных экспериментов в местных кафешантанах, миловидная особа выучилась танцевать и привнесла в свои номера немного “горячего”. Её выступления шли на ура, на представления стали являться важные персоны.

Но как стриптизерша, дочь торговца фарфором, еврейка Юдифь Мельцер превратилась в Юлию Джугашвили, невестку Иосифа Сталина и за что Вождь приказал арестовать её?

Биография Юдифь-Юлии Мельцер окутана тайнами, как капустная кочерыжка листами. Всё, начиная от даты её рождения и заканчивая мотивами поступков, является спорным. По собственныму рассказу Юлии родилась она в 1911 году, но по воспоминаниям современников, выглядела старше. К тому же родные утверждали, что девушка нарочно поменяла год рождения, дабы нивелировать разницу в возрасте с мужем.

Второе недоразумение касается образования Юлии. Девушка гордилась тем, что с успехом закончила хореографическое училище в 1935 г. Что это за училище, где оно находилось и почему туда брали таких зрелых абитуриентов, историкам выяснить не удалось. Да и было ли оно на самом деле?

Третья тайна ещё более пикантная и драматичная: оказывается, Мельцер, до брака с сыном вождя уже не раз бывала замужем и даже родила ребенка. Известно даже, что первый муж Юлии был инженером. Но куда он пропал и где оказался их малыш? Похоже, ребенок остался на память бывшему мужу.

-2

Поговаривали ещё, что Юлия Мельцер своим зажигательным танцем сумела очаровать самого комиссара внутренних дел УССР Николая Бессараба, который подарил ей руку, сердце и фамилию, под которой она жила некоторое время до встречи с Яковом.

Сын Сталина к своим 28 годам уже успел залечить свои раны. Первая рана — от неудачного брака со своей бывшей одноклассницей Зоей Гуниной, которая не нравилась Сталину. Вторая — от постыдной попытки самоу̅бийства: Яков пытался свести счеты с жизнью, но прошедшая навылет пуля не нанесла смертельной раны, заставив отчаявшегося парня тяжело и долго болеть.

Третья — от презрительного отношения отца к самому Якову и всему, что он делал. Даже неудачную попытку покончить с собой Сталин поставил в укор сыну, дескать, и тут промахнулся:

«… поступил, как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего. Пусть живет, где хочет и с кем хочет».
-3

От родных Якову поддержки ждать тоже не очень-то приходилось. Родная тетка Якова, Мария Сванидзе, познакомившись с его новой избранницей Мельцер, так писала о невестке:

«...она хорошенькая, старше Яши — он у нее пятый муж... разведенная особа, не умная, малокультурная, поймала Яшу, конечно, умышленно все подстроив. В общем, лучше, если б этого не было».

А вот товарищ и названый брат, Артем Сергеев, сын знаменитого революционера, который воспитывался в семье Сталина когда его отец скончался, вспоминал о Юлии иначе:

“Когда они жили на Большой Никитской, мы с Васей (Сталиным) из школы на большой перемене бегали к ним домой. Яши, как правило, не было, а Юля кормила нас яичницей-глазуньей. Юля была очень хорошей женой для Яши, что бы о ней ни говорили сейчас. И Яша очень любил свою семью”.
-4

Сводная сестра Якова Светлана Аллилуева оценивала Юлию как “хорошенькую” и добавляла:

“Юля была еврейкой, и это опять вызвало недовольство отца. Правда, в те годы он еще не выказывал свою ненависть к евреям так явно, это началось у него позже, после войны, однако в душе он никогда не питал к ним симпатии. Но Яша был тверд. Он сам знал все слабости Юли и относился к ней, как истинный рыцарь, когда ее критиковали другие”.

Муж — в плен, жена — в тюрьму

Веселая и неунывающая Мельцер “растормошила” вечно угрюмого Якова: стала “вытаскивать” его в свет, знакомить с интересными людьми, убедила, что ей необходимо светское общество, прислуга и путешествия за рубеж. К слову сказать, перед самым началом войны она посещает Германию. Возможно, этот факт станет решающим для ее ареста, последовавшего вслед за тем, как Якова возьмут в плен фашисты.

Как только началась Великая Отечественная, Яков Джугашвили отправился на фронт и сразу же попал в плен к немцам. Сталин счел это изменой, решив, что Яков сдался в плен добровольно, по совету своей жены Юлии. В германских застенках Яков снова впал в депрессию, особенно он унывал после передававшихся заявлений верховного главнокомандующего о том, что в Советском Союзе военнопленных нет, а есть изменники Родины. В 1943 г. Из Заксенхаузена (концлагеря) Якову вернуться живым увы было не суждено. Иосиф Виссарионович отказался обменять сына на плененного красной армией фельдмаршала Паулюса, сказав:

«Я солдата на фельдмаршала не меняю»

А тем временем Юлию арестовали и бросили в тюрьму, где она пробыла до весны 1943 г. по подозрению в государственной измене и подстрекательству к добровольной сдаче немцам Якова Джугашвили. Когда Сталину стало известно больше об обстоятельствах, при которых его сына взяли в плен, его поведении в заключении,

-5

Вождь изменил своё мнение о Якове и больше не считал изменником. Юлию Мельцер тоже оправдали и выпустили на свободу. Потом после продолжительной болезни она скончалась. Ghf[ tt покоится на Донском кладбище Москвы.

Источники: hazarin I proza