Финансовое ведомство опубликовало разъяснения в отношении предстоящих изменений в области налогообложения работников-нерезидентов.
Как было сообщено в Telegram Минфина, предложенные изменения в Налоговый кодекс РФ должны компенсировать ситуацию, при которой работа в России на российские компании как в офисе, так и удаленно искусственно делается менее привлекательной по сравнению с такой же работой, но выполняемой дистанционно за пределами страны.
С большой вероятностью предстоящие в будущем изменения приведут к дополнительной налоговой нагрузке для работодателей. По этой причине можно предположить, что появятся «затруднения» с «дистанционным» трудоустройством граждан России, покинувших страну, но продолжающих зарабатывать «удаленно» находясь за ее приделами.
Естественно, опубликованная позиция министерства смещает акцент на непосредственно налоговые обязательства уехавшего из страны специалиста. Выглядит это так.
Уехавший за пределы страны специалист, продолжающей выполнять свои обязанности для российской компании-нанимателя с помощью «удаленки» пробыв на территории другого государства более 183 дней, перестает считаться налоговым резидентом РФ. Работодатель не перечисляет за него НДФЛ, так как это теперь обязанность уехавшего по месту (стране) его нахождения.
Такой порядок действует на сегодня, и о нем давались соответствующие разъяснения (Письма Минфина РФ № 03-04-05/65409 от 07.07.2022, № 03-04-05/74969 от 03.08.2022).
Однако финансовое ведомство обеспокоено тем, что «дистанционно-удаленный работник» не декларируется в стране своего фактического нахождения, а фактически его заработок происходит из России.
В этой связи появилась озвученная ведомством перспектива по обязанности уплачивать именно в России НДФЛ с полученных доходов по ставки 30% для такой категории появившихся «новых нерезидентов».
Отдельно подчеркивается, что даже с учетом такой существенно большей (по сравнению с 13%) ставки это может быть выгодно «новым нерезидентам» так как в странах их теперешнего нахождения подоходный налог составляет еще большую величину.
Возможно, с точки зрения математики это и так, но все зависит от того, собирался ли спешно уехавший специалист вообще что-либо платить в стране своего нового проживания, а главное, как будут обеспечивать поступления этого НДФЛ в 30%.
Отслеживать каждого «дистанционного работника», выехавшего за границу с помощью данных о перемещении через границу и выявлять его доходы очень долго и сложно. Все проще сделать через работодателя в РФ (обязанности налогового агента никто не отменял).
Есть вероятность, что введут специальную форму отчетности о наличии договорных отношений с работниками-нерезидентами и сделанных в их адрес выплатах. Есть основания полагать, что работники-нерезиденты по понятным причинам хотят получать деньги на счета, открытые не в России. Дальше все по стандартной схеме.
Есть факт перечислений. Есть обязанность налогового агента и ответственность за ее неисполнение. Итог: либо у источника выплат появятся дополнительные расходы, либо «удаленщик» станет меньше зарабатывать (с учетом перечислений за него НДФЛ по повышенной ставке).
Как такие изменения скажутся на взаимоотношениях работодателей и уехавших из страны работников, поменявших ранее существовавшие «обычные» условия деятельности, предстоит узнать.
Наш телеграм: https://t.me/nalog_urist
Наша группа в VK: https://vk.com/nalog_urist
Наш сайт: https://nalog-urist.ru