Ученые выяснили, что причиной развития вакциноиндуцированной иммунной тромботической тромбоцитопении являются аномальные антитела, которые формируются у носителей определенного варианта гена IGLV3-21.
В день рождения Рудольфа Вирхова, отмечается всемирный день тромбоза. Этот ученый еще в XIX веке описал гистолого-физиологическую картину тромбоза и множества других патологий крови.
Тромбоз может развиваться по разным причинам и сопровождать широкий спектр заболеваний. На фоне охватившей мир пандемии COVID-19 проблема тромбоза встала еще острее, поскольку тромботические осложнения как сопровождают само течение заболевания, так и наблюдаются в качестве нежелательных побочных явлений при вакцинации населения от COVID-19.
Вакциноиндуцированная иммунная тромботическая тромбоцитопения — это редкое осложнение после применения некоторых аденовирусных вакцин против SARS-CoV-2, при котором развивается тромбоз и тромбоцитопения. Впервые с этим явлением медики столкнулись в начале 2021 года при использовании вакцин Oxford-AstraZeneca и Janssen COVID-19. Теперь ученые, тщательно изучившие пять пациентов с этим заболеванием, уверены, что в развитии его важную роль играет генетика.
У всех пациентов с тромботической тромбоцитопенией в крови были обнаружены одинаковые аномальные антитела к тромбоцитарному фактору 4 (PF4). Все испытуемые также оказались носителями одинакового варианта гена IGLV3-21, ответственного за выработку этих антител. Нарушение свертываемости крови, очевидно, является следствием наличия аутоантител к PF4, являющемуся известным лигандом при гепарининдуцированной тромбоцитопении и иных подобных идиосинкратических реакциях, приводящих к тромбозу. Однако ранее не было выявлено связи между возникновением таких нежелательных побочных эффектов и генетикой пациента.
Все пять пациентов, столкнувшихся с вакциноиндуцированной иммунной тромботической тромбоцитопенией, были носителями варианта IGLV3-21*02, который чаще всего встречается у людей европейского происхождения. Именно у носителей этого варианта гена существует повышенная вероятность формирования антител, максимально агрессивно атакующих PF4.
Пока ученым не удалось понять, почему лишь у малой части реципиентов вакцины, обладающих вариантом IGLV3-21*02, вырабатываются аберрантные — «неправильные» — антитела. Но уже очевидно, что генетический скрининг может быть надежным инструментом для выявления пациентов, подверженных риску этого серьезного осложнения. Также есть перспективы для разработки методов терапии вакциноиндуцированной иммунной тромботической тромбоцитопении за счет нейтрализации «неправильных» антител.