Когда-то север европейской части России населял легендарный народ чудь, свидетельства о котором сохранились в сказаниях финно-угорских народностей нашей страны. В книге «Код чуди: исчезнувшая цивилизация русского севера» авторы собрали интересные факты об этом загадочном народе, изложили историю и мифологию чуди, которая представлена в уникальном зверином стиле пермского культового литья. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.
«Чудские боги»: реликтовые ящеры как источник магических способностей в пермском зверином стиле
Старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Е.И. Оятева констатирует, что «ящер, изображенный на ныргындинской пластине, символизирует Мировой океан, первозданный хаос, мир мертвых. О водной его символике свидетельствует и изображение хвоста ящера в виде волнистых выпуклых линий, как обычно изображали воду. Как уже отмечалось, нижний мир, мир мертвых — амбивалентен, ибо он не только поглощает мертвых, жертвы, дары, но в нем зарождается жизнь, в нем таятся силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти. Только пройдя через смерть, можно возродиться к новой жизни. Образ ныргындинского ящера так же амбивалентен: он не только поглощает мертвых, но в его чреве, у хвоста — три зооморфных зародыша, и еще четыре таких же зародыша изображены над хвостом».
Фактически Оятева вплотную подошла к принципиально важному выводу об инициатическом характере понимания образа ящера в пермском зверином стиле. В данном случае под этим следует понимать наиболее архаические посвятительные ритуалы, отражающие представление о необходимости быть поглощенным чудовищем (огромным змеем, драконом или ящером) для получения его особых (магических, сверхъестественных) качеств.
Анализируя содержание традиционного славянского обряда посвящения в колдуны, Криничная указывает, что в различных вариантах этого посвятительного сюжета неофит, пролезший сквозь чрево чудовищного зооморфного существа, обретает «чудесных помощников», через которых к нему поступает «знание» из потустороннего мира, «где хранятся первоначала и тайны бытия». Таким образом, обретение «тайного знания» сводится к обладанию магической властью над мифическими существами, со временем переосмысленными в негативном ключе и выступающими в качестве «дьяволов», «чертей» и прочих «нечистых духов».
Как уже было упомянуто выше, поглощение чудовищной рептилией до сих пор является частью посвятительных ритуалов в первобытных религиях Юго-Восточной Африки и Океании. Пребывание в желудке чудовища давало вернувшемуся (юноше или будущему шаману) магические способности — посвящаемый как бы переваривался и извергался новым человеком.
Это в очередной раз убеждает нас, что обряд человеческого жертвоприношения чудовищу (отчетливые следы которого встречаются и на некоторых чудских бляхах, где изображается буквальное поглощение ящером человека), замененный впоследствии жертвоприношением коня или иного символического заместителя человеческой жертвы, должен рассматриваться в качестве деградации первоначального представления о специфических (в том числе шаманских) инициациях, включавших в себя обряд поглощения чудовищем с последующим возрождением в новом качестве.
Таким «специализированным инициациям» могли быть подвергнуты только определенные личности, и суть такого ритуала связана с процессом кардинальной трансформации их человеческого состояния. В данном случае речь идет не о «возрастных» инициациях, «благодаря которым подростки получают доступ к сакральному, к знанию, к сексуальности, становятся человеческими существами», а о процедуре, предполагающей «творение не человека, а некоего сверхчеловеческого существа, способного общаться с Божествами, Предками или Духами». Это новое рождение — фактически создание промежуточного звена между людьми и сверхъестественными существами — происходит в соответствии с обрядами, установленными последними. Такое новое рождение ни в коем случае не повторяет биологическое или «естественное» рождение, хотя может описываться акушерскими символами.
Читайте книгу целиком, чтобы узнать больше о тайнах цивилизации чуди