Найти в Дзене
Central Asia Analytics

США поможет Узбекистану вступить в ВТО. Но что это даст?

17 октября заместитель премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли Жамшид Ходжаев провёл встречу заместителем министра торговли США Марисой Лаго. В ходе переговоров стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений между двумя странами.

Кроме того, обсуждены перспективы увеличения объёмов двустороннего товарооборота. Стороны отметили положительную динамику во взаимной торговле, увеличившуюся на 53% до почти полумиллиарда долларов в 2021 году и ещё на 8,7% в период с января по август 2022 года. Была выражена готовность к продолжению совместной работы по созданию условий для дальнейшего увеличения объёмов узбекско-американского товарооборота, в том числе оказанию финансовой и технической поддержки процесса диверсификации транспортных коридоров в целях увеличения объёмов двусторонних поставок продукции.

Также выражена признательность за всестороннюю поддержку, оказываемую США в процессе вступления Узбекистана в ВТО, в частности, посредством реализации проекта технической помощи USAID. Стороны договорились продолжить тесное сотрудничество в целях скорейшего присоединения Узбекистана к этой организации.

По итогам переговоров, стороны выразили приверженность продолжению активного и постоянного диалога по всем обсужденным вопросам для максимальной реализации потенциала экономического сотрудничества между Узбекистаном и США.

В самом Узбекистане не все оценивают перспективы вступления в организацию

При этом, у Узбекистана достаточно серьезные проблемы с торговым балансом: страна сейчас намного больше импортирует, чем экспортирует. И вступление в ВТО, облегчение режима доступа Узбекистана на внешние рынки, может стать одним из факторов, который будет способствовать выправлению торгового баланса.

Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев относится к вступлению в ВТО критически. По его мнению, в случае присоединения к организации может пострадать национальный производитель.

"Например, в силу фактора географии автомобильная отрасль Узбекистана изначально имеет слабые конкурентные преимущества. И одной из первых жертв ВТО станет автомобильная промышленность. А ведь сейчас в автомобилестроительном кластере работает свыше 50 предприятий, которые в рамках программ локализации производят разные комплектующие, и там почти 50 тысяч занятых", — заметил специалист.

Кроме того, он опасается, что в процессе вступления Узбекистана в организацию другие страны выставят невыгодные условия вхождения, и республике будет сложно защитить своих производителей.

-2

В заключение эксперт отметил, что в условиях, когда арбитражные функции ВТО все менее признаются даже странами–членами организации, падают ее авторитет и значение, а перспективы ВТО с каждым годом становятся все более неясными, вступление в данную полумертвую организацию — не самый оптимальный вариант для страны.