1920-1930-е
Европа
Несмотря на революцию в Германии 1918 года, поражение в Первой мировой войне, и последовавших за ней потрясений, спецслужбы Германии старались не прерывать своих контактов с украинскими националистами, из числа тех, кто тесно сотрудничал с немцами в годы Гражданской войны. А с некоторыми группами этих националистов, с которыми не имели дела ранее, пытались такие контакты установить, как, в частности, это имело место в 1925 году, когда представитель абвера пытался наладить контакты с группой полковника Коновальца. Но времена Веймарской Республики не очень способствовали этому сотрудничеству.
Серьезные изменения в данном вопросе произошли после прихода к власти А. Гитлера.
Абвер получил задание от командования вермахта предоставить как можно больше сведений о польской армии и Красной Армии, как вероятных противниках Рейха.
Для сбора этих сведений, а также для создания диверсионных групп, которые бы действовали в случае войны в тылу противника, было решено, среди прочих, привлечь украинских националистов.
Проанализировав украинское националистическое движение, пришли к следующим выводам. Националистов, осевших на территории Европы за пределами СССР, можно было условно разбить на три основные группы.
Первая - из бывших офицеров армии Симона Петлюры. Для работы с немцами непригодна. Находилась на польской службе. Курировалась польскими специальными службами.
Вторая. Группа гетмана Скоропадского. Интерес к ней угас после непродолжительных переговоров с гетманом, проживавшим в Берлине. Скоропадский запросил за свои услуги и услуги своих подчинённых такие суммы, которые, как выразился высокопоставленный сотрудник абвера «не заслуживал ни он сам, ни возможные дела его даже при самом благоприятном исходе».
Третья. Группа полковника Коновальца. В 1937 году состоялась встреча с её представителями в Бадене на квартире австрийского генерала в отставке, украинского националиста Курмановица. Здесь стороны нашли полное взаимопонимание. Основное совещание состоялось в Белладжио, где было подписано соглашение: от немцев - деньги, от группы Коновальца – агентурная информация и диверсии.
Выбор, проще говоря, чисто символический. За петлюровцами - правительство УНР в эмиграции, изначально ориентировавшееся на страны Антанты. Скоропадский дискредитировал себя ещё в годы гражданской войны и сохранял сомнительную политическую легитимность лишь для монархически настроенной верхушки рейхсвера, от которой (Бломберг, Фрич) нацисты избавлялись как раз примерно в это же время. Национализм ОУНовцев был идейно близок гитлеровскому нацизму, а агрессивная, террористическая сущность вполне отвечала задачам, которые абвер собирался перед ними ставить.
(Источник: Ю. Мадер)