Найти тему
МИР (Море История Россия)

Авиация при штурме Перекопа и Сиваша в 1944-м. Какие "супер-самолеты" громили немцев?

Перечень авиации 4-го Украинского фронта накануне штурма Крыма весной 1944 года достаточно динный, а, потому, разворачивать его полностью мы пока не будем. Вот, вкратце:

7-й штурмовой авиационный корпус в составе:

-206-я штурмовая авиационная дивизия

-289-я штурмовая авиационная дивизия

-236-я истребительная авиационная дивизия

3-й истребительный авиационный корпус, в составе:

-265-я истребительная авиационная дивизия

-278-я истребительная авиационная дивизия

-2-я гвардейская ночная бомбардировочная авиационная дивизия

-6-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия

-1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия

-6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия

отдельные части и подразделения:

-8-й отдельный разведывательный авиационный полк

-100-й корректировочный разведывательный авиационный полк

-406-й легкобомбардировочный авиационный полк

-678-й транспортный авиационный полк

-5-й санитарный авиационный полк

-87-й гвардейский авиационный полк ГВФ

Итак, начался штурм Перекопа и Сивашских позиций. Насколько активно работала авиация (и, какая)?

-2

08.04.44 Облачность 8/10, видимость 5-15 км ветер 3-4м/с, волнение 2-3 балла. Температура +4- 7[1]

В ночь на 8.04.1944 года ночные бомбардировщики У-2 нанесли удар по позициям немецкой артиллерии на Сивашском плацдарме и аэродрому Каранкут. Суммарно наносили удар 94 самолета. Всего, совершен 271 самолетовылет. Потери - один У-2 .

Авиация Черноморского флота, как и планировалось, работала на 2-ю гвардейскую армию, однако, сравнивая флотские сводки с планом, выяснится, что флот дал вдвое меньше самолетов, чем планировалось. Вместо 46 работали 23 штурмовика (23-й шап ЧФ) в сопровождении 26 истребителей (11 гв. иап ВВС ЧФ). Но это флотская авиация.

Утром и днем 08.04.44г. 8-я воздушная армия действовала в поддержку своих войск на Сивашском плацдарме 405-ю самолетами. Из них: штурмовиков 186, истребителей 212, бомбардировщиков 7. Всего произведено 818 самолетовылетов: на подавление огневых средств противника 401, сопровождение своих войск 203, прикрытие переправ 106, на разведку 56, «охоту» 6.

По аэродрому Ички было сделано 50 самолетовылетов. На аэродроме Ички под удар попали самолеты 2-й группы 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». По советским данным, сбиты 10 самолетов противника (6 ФВ-190 и 4 Ю-87) по немецким данным, повреждены два штурмовика FW-190A.

Если посмотреть список авиации, действовавшей на этом участке, то выяснится, что львиную долю работы легла на плечи 2-й ночной бомбардировочной авиадивизии в составе: 77 У-2, 11 А-20-Б («Бостон»), фотофиксация производилась 6 истребителями (все верно, 94 самолёта). Штурмовики – это, (естественно), Ил-2 из состава 7-го авиакорпуса. Истребители, его же. Немного развернем его состав:

7-й штурмовой авиационный корпус в составе:

1. 206-я штурмовая авиационная дивизия в составе:

-503-й штурмовой авиационный ордена Кутузова полк

-686-й штурмовой авиационный Севастопольский Краснознамённый полк (1944—1945 гг.)

-806-й штурмовой авиационный ордена Суворова полк

-807-й штурмовой авиационный Севастопольский полк

2. 289-я штурмовая авиационная дивизия в составе:

-232-й штурмовой авиационный ордена Суворова полк

-686-й штурмовой авиационный Севастопольский Краснознамённый полк (1943—1944 гг)

-947-й штурмовой авиационный Севастопольский полк

3. 236-я истребительная авиационная дивизия

-975-й истребительный авиационный полк (на Як-1)

-267-й истребительный авиационный полк (тоже на Як-1)

В резерве числятся (но, пока не дествуют, еще два полка)

-611-й истребительный авиационный полк

-117-й гвардейский истребительный авиационный полк

Корпусные части

419-я отдельная авиационная эскадрилья связи

288-я отдельная рота связи

38-й отдельный взвод аэрофотослужбы

2682 военно-почтовая станция

На 9-е число поступили указания:

«С утра 9.04.44 продолжать решительное наступление, с ближайшей задачей овладеть рубежом Деде, Будановка, Филатовка и к исходу дня выйти на рубеж Карт Казак №3, участок №5, Карпова балка. Начало атаки пехоты 10.00

8-й ВА поддержать действия 2-й гв. армии, выделив ей 50 ночных бомбардировщиков (У-2) для действий в ночь на 9.04.44г. и 24 штурмовика Ил-2 с напряжением 2,5 самолетовылета с соответствующим количеством истребителей…»

09.04.44 Облачность 3/10, граница облаков 1500м, волнение 1-2 балла. Видимость 15 км. Температура -1,+4. На Керченском направлении сплошная облачность 10/10, нижняя граница облаков 400 м, ветер северный 1-2 м/с.

В течение 8 и 9 апреля действия авиации противника были достаточно слабыми. Более или менее активно действовали штурмовики ФВ-190 2-й группы 2-й эскадры «Иммельман». Противник действовал группами по 4-6 самолетов.

8-я ВА осуществляла поддержку войск и на Перекопском и на Сивашском направлении. Советская авиация сумела блокировать аэродромы, и надежно прикрыть свои части. 8-я ВА действовала 431 самолетом, совершив 1133 самолетовылетов штурмовиками, 237 истребителями, 63 ночными бомбардировщиками. По советским данным, немецкие потери составили 20 самолетов (7 Ме-109, 6 ФВ-190, 7 Ю-87), на аэродроме Ички уничтожено 3 самолета противника. По немецким данным, сбиты 11 советских самолетов , это тот редкий случай, когда немецкие данные совпадают с данными советской стороны . По данным 8-й ВА потеряны 4 Ил-2, 1 Пе-2, 1 Як-9, 5 Як-1. Среди сбитых советских самолетов появились Пе-2 и Як-9. Значит, в работу включились другие части 8-й ВА.

10.04.44 Ясно, ветер слабый, до штиля. Температура воздуха 6-12 градусов тепла.

Ночная авиация 8-й ВА 87 самолетами (77 шт. У-2 и 10 А-20-Б) совершила 474 вылета. Из них по позициям и технике 362, по ж/д эшелонам 36, по аэродрому Веселое (Каранкут) 60 вылетов.

Днем 378 самолетами (141 штурмовик, 217 истребителей, 20 бомбардировщиков) армия совершила 770 самолетовылетов. Удары наносились по войскам (247 вылетов), эшелонам (18 вылетов) и аэродрому Веселое (39 вылетов). ПО советским данным повреждено 55 машин, вагонов- 23, паровозов- 2, цистерн с горючим – 4. В воздушных боях сбито 28 самолетов (14 Ю-87, 5 Ме-109, 9 ФВ-190). Свои потери 16 самолетов (9 Ил-2, 5 Як-1, 1 «Аэрокобра», 1 Як-9). Противник указывает, что он, якобы сбил 36 советских самолетов.

11.04.44 Слабая облачность, ветер слабый до штиля, температура воздуха 6-13 градусов тепла. На Керченском направлении Ветер 2 м/с, ясно, видимость 20 км.

Ночная авиация совершила 96-ю самолетами (76 шт. У-2 и 14 «Бостонов») 476 самолетовылетов. 8-я ВА имела задачу нанести удар бомбардировщиками Пе-2 (6-й гв. бомбардировочной дивизии) под прикрытием 3-го истребительного авиакорпуса по аэродромам Ички и Сарабуз. 1-я гв. штурмовая авиадивизия наносила удар по аэродрому Каранкут.

В связи с создавшейся угрозой аэродромам Каранкут и Багерово, транспортные самолеты были перенаправлены на аэродром Сарабуз. Немецкая авиация закончила перебазирование на новые аэродромы: Херсонес («Севастополь-4»), Куликово поле («Севастополь-3») и Юхарина балка («Севастополь-8», или «6-я верста») в Севастополе. На эти аэродромы были переброшены:

-штаб, 4-я, 5-я и 6-я эскадрильи 2-й группы и 15-я хорватская эскадрилья 52-й истребительной эскадры (II./JG52 и 15./ JG 52)

-3-я группа 3-й эскадры штурмовиков (III./SG3)

-3-я румынская группа пикирующих бомбардировщиков (Gruppul 3 Pikkai)

-2-я группа 2-й эскадры штурмовиков, без 4-й эскадрильи (II./SG2)

-противотанковая эскадрилья 9-й штурмовой эскадры (убыла из Крыма 20 апреля)

Потери авиации были исключительно велики (18-19 самолетов в штурмовых эскадрильях и 14 самолетов в истребительной группе). Однако противник достаточно динамично пополнял части новыми самолетами, поэтому, несмотря на потери, авиационные части противника сохраняли состав и боеготовность на прежнем уровне.

В связи с перебазированием, противник не мог активно бороться с прорывом силами авиации. Основные силы авиации противника были задействованы на прикрытии аэродромов, с которых вывозилось имущество.

Советская авиация днем активно поддерживала продвижение танковых частей и наносила удары по аэродромам. В общей сложности, днем летали 137 штурмовиков, 199 истребителей, 32 бомбардировщика, совершив, в общей сложности 730 самолетовылетов. По данным 8-й ВА, в воздушных боях сбито 30 самолетов противника (18 Ме-109, 6 ФВ-190, 1 Ме-110, 4 Ю-87, один Ю-52) На аэродроме Сарабуз уничтожено 13 самолетов (6 Ю-52, один Хе-111, 2 Ю-87). Возможно, данные завышены, т.к. суммарно, за весь апрель, противник указывает потерю в воздушных боях 19 самолетов Ме-109.

Потери советской авиации по данным 8-й ВА: 8 самолетов: 3 Як-1, 3 Ил-2, 2 Як-9

В этот день подключилась 4-я воздушная армия, действовавшая на Керченком направлении. 4-я ВА штурмовиками 230-й и 214-й шад наносила удары вдоль дорог. Авиация базировалась еще на Таманском берегу, и была вынуждена работать на «длинном плече». Исключение составляли истребители 229-й иад. Самолеты 329-й иад нанесли удар по путеразрушителю на участке ж/д Феодосия- Владиславовка. 10 самолетов А-20 нанесли удар по Владиславовке.

230-я шад 106 самолетами Ил-2 и 118 ЛаГГ-3 совершила 242 вылета. Потери: 2 Ил-2 и один ЛаГГ-3.

214-я шад 93 Ил-2 и 48 ЛаГГ-3 совершили 141 самолетовылет. Потерь нет.

132-я нбад 30-ю «Бостонами» и 6 самолетами А-20-Ж совершила 48 вылетов.

229-я иад 20 самолетами совершила 102 самолетовылета. Суммарно, самолеты армии (с учетом 366-го орап и 329-й иад) совершили 601 вылет.

В 2 часа ночи была подписана директива Ставки, которая ставила перед ЧФ главные задачи. В том числе указывалось:

«Систематически нарушать коммуникации противника в Черном море, а в ближайший период нарушение коммуникации с Крымом считать главной задачей. Для действия на коммуникациях использовать подводные лодки, бомбардировочную и минно-торпедную авиацию, а на ближних коммуникациях — бомбардировочно-штурмовую авиацию и торпедные катера.

1. Быть готовым к высадке в тыл противника тактических десантов силой батальон-стрелковый полк.

2. Охранять побережье и приморские фланги армий, содействовать фланговым частям армий при их продвижении огнем береговой и корабельной артиллерии мелких кораблей…».

В связи с этим, командующий ЧФ (вице-адмирал Октябрьский) приказал:

1) На коммуникациях противника действовать, главным образом авиации

2) Минировать Сулинское гирло и канал

3) Бить по Констанце и Сулине

4) Готовить перебазирование в район Одессы

В эту же ночь началось минирование гирла с самолетов ЧФ. Утром авиационная разведка (30-й рап ЧФ) вела разведку побережья. В 6.15 в Феодосии засечены 4 БДБ противника, ее 4 БДБ замечены при входе в порт, две баржи у южной пристани. По результатам разведки с 10.40 был нанесен удар 98 самолетами Ил-2 (8-й гв. шап и 47-й шап) под прикрытием 118 истребителей (25-й иап, 6-й гв. шап). Потерян один Ил-2. По советским данным, потоплены 4 БДБ и торпедный катер, взорваны два склада. По немецким данным потоплена одна БДБ, повреждены еще две. Повреждения получили два катера.

Вечером из Анапы на коммуникации противника вышла группа из четырех торпедных катеров, в 22.50 из Очакова вышли две группы 2-й Новороссийской бригады. Катера № 86 (с реактивным вооружением) №15 и 85 в 23.50 обнаружили в районе м. Тарханкут БДБ противника. По советским данным, торпедой катера №14 потоплена БДБ, катер № 86 попал одним РС в катер противника . Противник эти данные не подтверждает.

В ночь на 12.04.44г. 10 самолетов 13-го гв авиаполка бомбардировали Севастопольскую бухту. Отмечены взрывы в районе Холодильника и на Телефонной пристани.

12.04.44 Ясно, ветер слабый до штиля. Температура 4-12 градусов.

В составе 4-й воздушной армии на эту дату насчитывалось 514 исправных самолетов и 416 экипажей. В ночь на 12 число 132-я нбад (118 исправных самолетов и 110 экипажей) наносила удары по отступающему противнику. Днем 214-я и 230-я шад содействовали продвижению подвижных отрядов.

Для вывоза войск и имущества противник использовал все виды транспорта, включая морской. Утром 30-й рап ЧФ вел разведку. В 9 утра 35 Ил-2 (8-й гв. шап и 47-й шап) в сопровождении 17 самолетов Як-9 (6-й гв. иап) и 24 ЛагГГ-3 (25-й иап) нанесли удар по Феодосии. По советским данным потоплена одна БДБ. Подбит один Ил-2 (экипаж спасся). Вторая группа вылетала на удар по конвою, который был выявлен утренней разведкой, но конвой обнаружить не удалось, и группа нанесла удар по Ялтинскому порту.

8-я ВА в ночь на 12.04 наносила удары 72 самолетами У-2 и 10 самолетами А-20-Б. Произведено 147 вылетов, из них 53 вылета по аэродромам Сарабуз, Саки. Днем 123 самолета (18 штурмовиков, 98 истребителей, 7 бомбардировщиков) произвели 200 вылетов. В результате воздушных боев, по советским данным, сбиты 7 Ме-109, 2 ФВ-190, 1 Ю-87, 2 Хш-129. Насколько достоверна эта информация – сказать сложно. По немецким самолетам пока найдены только итоговые данные за месяц. Свои потери один Як-1.

Советская ночная авиация силами 72 самолетов У-2 и 10 самолетов А-20-Б наносила удары по Воронцовке и аэродромам противника. Всего произведено 147 самолетовылетов. Авиаразведкой было выявлено, что транспортная авиация противника доставила грузы на аэродром Саки и Сарабуз.

Днем, авиация 8-й армии действовала в интересах 19-го танкового корпуса. Летало 123 самолета (18 штурмовиков, 98 истребителей, 7 бомбардировщиков). Всего произведено 200 самолетовылетов.

Подведем итоги?

Кто работал больше всего? Вот как ни странно, есть 3 типа самолетов: это, естественно штурмовик Ил-2, истребитель Як-1 и… «ночной бомбардировщик» По-2. Ни один из этих образцов не блистал «сверхпоказателями», но…

Это массовые, дешевые, надежные и ремонтопригодные машины. По-2 ремонтировался «колхозным плотником», движок ремонтировался «на коленке». Остальные выводы озвучим чуть позже…

[1]ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807