11 Мая (продолжение)
Попробуем разобрать события более подробно, используя советские и немецкие документы.
По советским данным, торпедные катера № 301, 303, «СМ-3». (1-й бригады), выходившие накануне для поиска неприятельских транспортных средств южнее параллели мыса Феолент, из-за свежей погоды возвратились в Ялту. Противник не обнаружен.
В 5 ч.30м. торпедные катера № 351, 343, 344 (1-й бригады) и сторожевые катера № 072, 0512, вышедшие накануне из Ялты в район мыса Феолент, возвратились, не обнаружив противника. В 4 милях на запад л Херсонесского маяка катера наблюдали шесть плавающих мин.
Вообще, конечно, странно. У мыса Херсонес стоит целая армада, а, катерники никого не нашли. Странно.
С 6 ч. 00 м. до 17 ч. 40 м. пять самолетов (30 рап) по одиночке вели разведку коммуникаций Севастополь — Сулина — Констанца, Калиакра, Севастополь.
«В 6 ч. 14 м. подводная лодка «Л-4» (командир капитан-лейтенант Поляков), находившаяся на позиции № 9 (район на юго-восток от маяка Олннька), в ш = 43°51',0, д = 30°12',0 обнаружила танкер «Фируз» в 7327 г в охранении эскадренного миноносца и двух быстроходных десантных барж. «Л-4» с дистанции 12 каб. четырьмя торпедами повре- днла танкер. Противник безрезультатно сбросил на лодку 67 глубинных бомб. В 24 ч. 00 м. «Л-4» ушла с позиции № 9 в базу» [1].
Противник подтверждает эти данные: в 5.00 танкер «Frederike», он же «Firutz», следуя к м. Херсонес, был поврежден торпедой подводной лодки (в документах указаны координаты). Противник указывает, что танкер и до выхода имел течь, которую не удалось устранить. Корабль был взят на буксир двумя кораблями конвоя и возвращен в Констанцу.
По данным противника, в 8.20 прибыли остатки конвоя Parsival, потерявшего в Севастополе танкер Prodromos, буксир Gunther, лихтер Bessarabiaи два охотника. В Констанцу остатки конвоя прибыли в составе: 6 БДБ, 2 охотников, артиллерийского лихтера MAL-2, Shiff-19 и четырех катеров (G3108, G3109, FZ1, FZ23). Ради интереса сравниваем с тем составом, что вышел, и… что-то у нас не совпадет состав.
Напомню, давался следующий состав «Amsel», «Schif 19», 7 БДБ, 2 охотника, 6 тральщиков, один катерный тральщик-«раумбот», артиллерийская баржа «МАL-2», 3 буксира, и катер «FW-20». С катерами «каша», возможно, ошибки, возможно, буксирами названы конвойные катера, но не хватает, как минимум одной БДБ и буксира «Амзель».
Но может, кое-какие корабли отстали?
В 10.10 пришло все, что осталось от конвоя Patria – 3 раумбота, имея на борту 400 человек
-12.00 прибыла БДБ «F-562», сторожевики 30-й флотилии «FZ-7», «FZ-10», «FZ-28», отставшие от конвоя «Parsival». Баржа нашлась «Амзель» нет.
-12.20 прибыл торпедный катер S-51 с офицерами штаба 17-й армии, командиром 9-й дивизии ПВО (генерал Пиккерт), суммарно 78 человек.
-13.45 буксир «Wünschebach», а, так же корабли «Hella», «Nadja» и «Inge», числящиеся в справочнике, как потопленные.
-15.00 прибыли 4 БДБ
-19.25 прибыли «AF» №51, 52, 53, 55, 56, буксир «Weser», 7 пионерных ботов
-23.00 прибыли 3 БДБ, 3 тральщика, Lobau
-23.00 прибыли торпедные катера S-28 и S-40, доставив в сумме 109 человек.
В 4.40 из Констанцы вышел конвой Wolga в составе транспорта Dacia канонерской лодки Murgescu и раумбота R-165
В 8.45 вышли 3 БДБ и две шхуны «Seeadler» и «Grette–Adel».
-14.20 из Сулины вышли «Oituz», «Johanna», один охотник. Транспорт Oituz далеко не ушел из-за течи в корпусе и неисправности насосов, вернулся.
-16.10 вышла «Lola», охотник «UJ-106» (новый Artist)
-17.00 вышли 6 БДБ (конвой Rheingold)
-17.35 вышел «Durostor», два тральщика (конвой Kiefer)
-19.10 «Kassa», «Laudon», «Shiff-19», 2 охотника (конвой Schwalbe)
19.10 из Варны 1 БДБ, три катера, буксир «Саар»
Что происходило у мыса Херсонес? Да, то, что и должно было происходить. Избиение немецких судов. Зенитные батареи были выведены из строя армейской авиацией, Люфтваффе «помахав крыльями» улетело. Корабли остались.
Первая почти паническая радиограмм поступила в 9.05 она содержала информацию о том, что:
1. Транспорт «Danubius» потоплен
2. Эсминец «R. Ferdinand» получил бомбу в котел
3. Транспорт «Romania» получил попадание тяжелой бомбой
4. Танкер «Firuz» торпедирован
Потом, в 9.54 пришла еще одна радиограмма: «… погрузка под мощным воздействием артиллерии, бомбардировщиков, штурмовиков, практически без прикрытия. «Романия» горит, «Тисса» потоплена».
Пришла уточняющая информация «Danubius» потоплен при отходе из Севастополя (а, значит, на борту должны были находиться эвакуированные войска, но немцы о потерях не сообщают). Потом пришла уточняющая информация, что, все же нет: транспорт рванул не при отходе, а при выгрузке боезапаса.
М.Морозов дает достаточно красочное описание гибели минного заградителя «Romania»: «Несколько позже внимание операторов в штабе ВВС привлек конвой «Овидиу». В 08:44 его с большой высоты безуспешно бомбили пять Ил-4 5-го Гв.МТАП. В 10:50 суда были настигнуты 12 штурмовиками 47-го ШАП, сумевшими нанести «Романии» серьезные повреждения. Минзаг загорелся и потерял ход. Для командира конвоя, находившегося на мостике эсминца «Фердинанд», было очевидно, что при отсутствии «воздушного зонтика» в виде «Мессершмиттов» или «Фокке-Вульфов», попытка оказания помощи минному заградителю вполне может привести к гибели всех остальных судов и кораблей конвоя. Последовавшие вскоре события полностью подтвердили это, а потому, оставив за кормой горящую «Романию», эсминец, транспорт «КГ 25» и охотник «Uj 110» продолжали уходить в западном направлении».
Ну, не совсем так…
Транспорт «Romania» получил попадание тяжелой бомбой тоже при отходе (а, значит, на борту тоже должны быть войска, ну не просто ж так он подходил к м. Херсонес). В сообщении указано, что транспорт получил еще несколько попаданий, и непонятно, на плаву он или нет.
Чуть позже, в 13 часов, поступило сообщение о том, что «Романию» тянут на буксире «Alsita» и «Theben» их прикрывает UJ-110. На борту «Романии» 50 раненых и 100 солдат, почти весь экипаж вышел из строя.
По данным «Хроники»: «В 7 ч. 05 м. 12 Ил-2 (47 шап) в сопровождении 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш=44°33/, д = 33°16' (район в 7 милях к юго-западу от Херсонеса) с пикирования безуспешно атаковали вражеский конвой (два транспорта, две — сухогрузные баржи, два сторожевых катера).
В 7 ч. 25 м. 12 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°33', д = 33°16' с пикирования бомбардировали два транспорта и быстроходную десантную баржу во время погрузки; самолеты потопили транспорт в 4000 т и повредили быстроходную десантную баржу».
С очень большой вероятностью был потоплен транспорт «Danubius», координаты его потопления почти совпадают с координатами затонувшего объекта, обнаруженного В.Вакаром в 5-6 км от мыса Херсонес. Далее, из того же источника:
«В 7 ч. 55 м. шесть Пе-2 (40 ап) в сопровождении восьми самолетов (43 ап) в ш= 44°35', д=33°07' (западнее мыса Херсонес) с пикирования атаковали конвой (транспорт в 3 тыс. т., эскадренный миноносец, транспорт в 1 тыс. т. — без хода). По докладу экипажей, был поврежден транспорт в 3000 т.
Подводная лодка «А-5» (командир капитан-лейтенант Матвеев), занявшая в ночь на 11 мая позицию № 10 (район к юго-западу от Херсонеса), в 8 ч. 29 м. с дистанции 5 каб. двумя торпедами потопила быстроходную десантную баржу. Лодка подверглась преследованию самолетов противника, которые безуспешно сбросили на нее 27 бомб.
В 8 ч. 44 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении восьми самолетов (7 ап) в ш = 44°25', д = 33°20' (район к югу от Херсонеса) атаковали конвой противника (транспорт в 2000 т, миноносец, шесть быстроходных десантных барж) и потопили быстроходную десантную баржу».
[1] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28