Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)
Подписаться

Разгром. Правдивые (и не очень) истории про эвакуацию немцев из Севастополя в 44-м. 11 мая 1944г. Когда "Люфты" "помахали крыльями"

11 Мая (продолжение)

Попробуем разобрать события более подробно, используя советские и немецкие документы.

По советским данным, торпедные катера № 301, 303, «СМ-3». (1-й бригады), выходившие накануне для поиска неприятельских транспортных средств южнее параллели мыса Феолент, из-за свежей погоды возвратились в Ялту. Противник не обнаружен.

В 5 ч.30м. торпедные катера № 351, 343, 344 (1-й бригады) и сторожевые катера № 072, 0512, вышедшие накануне из Ялты в район мыса Феолент, возвратились, не обнаружив противника. В 4 милях на запад л Херсонесского маяка катера наблюдали шесть плавающих мин.

Вообще, конечно, странно. У мыса Херсонес стоит целая армада, а, катерники никого не нашли. Странно.

С 6 ч. 00 м. до 17 ч. 40 м. пять самолетов (30 рап) по одиночке вели разведку коммуникаций Севастополь — Сулина — Констанца, Калиакра, Севастополь.

«В 6 ч. 14 м. подводная лодка «Л-4» (командир капитан-лейтенант Поляков), находившаяся на позиции № 9 (район на юго-восток от маяка Олннька), в ш = 43°51',0, д = 30°12',0 обнаружила танкер «Фируз» в 7327 г в охранении эскадренного миноносца и двух быстроходных десантных барж. «Л-4» с дистанции 12 каб. четырьмя торпедами повре- днла танкер. Противник безрезультатно сбросил на лодку 67 глубинных бомб. В 24 ч. 00 м. «Л-4» ушла с позиции № 9 в базу» [1].

Противник подтверждает эти данные: в 5.00 танкер «Frederike», он же «Firutz», следуя к м. Херсонес, был поврежден торпедой подводной лодки (в документах указаны координаты). Противник указывает, что танкер и до выхода имел течь, которую не удалось устранить. Корабль был взят на буксир двумя кораблями конвоя и возвращен в Констанцу.

По данным противника, в 8.20 прибыли остатки конвоя Parsival, потерявшего в Севастополе танкер Prodromos, буксир Gunther, лихтер Bessarabiaи два охотника. В Констанцу остатки конвоя прибыли в составе: 6 БДБ, 2 охотников, артиллерийского лихтера MAL-2, Shiff-19 и четырех катеров (G3108, G3109, FZ1, FZ23). Ради интереса сравниваем с тем составом, что вышел, и… что-то у нас не совпадет состав.

Напомню, давался следующий состав «Amsel», «Schif 19», 7 БДБ, 2 охотника, 6 тральщиков, один катерный тральщик-«раумбот», артиллерийская баржа «МАL-2», 3 буксира, и катер «FW-20». С катерами «каша», возможно, ошибки, возможно, буксирами названы конвойные катера, но не хватает, как минимум одной БДБ и буксира «Амзель».

Но может, кое-какие корабли отстали?

В 10.10 пришло все, что осталось от конвоя Patria – 3 раумбота, имея на борту 400 человек

-12.00 прибыла БДБ «F-562», сторожевики 30-й флотилии «FZ-7», «FZ-10», «FZ-28», отставшие от конвоя «Parsival». Баржа нашлась «Амзель» нет.

-12.20 прибыл торпедный катер S-51 с офицерами штаба 17-й армии, командиром 9-й дивизии ПВО (генерал Пиккерт), суммарно 78 человек.

-13.45 буксир «Wünschebach», а, так же корабли «Hella», «Nadja» и «Inge», числящиеся в справочнике, как потопленные.

-15.00 прибыли 4 БДБ

-19.25 прибыли «AF» №51, 52, 53, 55, 56, буксир «Weser», 7 пионерных ботов

-23.00 прибыли 3 БДБ, 3 тральщика, Lobau

-23.00 прибыли торпедные катера S-28 и S-40, доставив в сумме 109 человек.

В 4.40 из Констанцы вышел конвой Wolga в составе транспорта Dacia канонерской лодки Murgescu и раумбота R-165

В 8.45 вышли 3 БДБ и две шхуны «Seeadler» и «Grette–Adel».

-14.20 из Сулины вышли «Oituz», «Johanna», один охотник. Транспорт Oituz далеко не ушел из-за течи в корпусе и неисправности насосов, вернулся.

-16.10 вышла «Lola», охотник «UJ-106» (новый Artist)

-17.00 вышли 6 БДБ (конвой Rheingold)

-17.35 вышел «Durostor», два тральщика (конвой Kiefer)

-19.10 «Kassa», «Laudon», «Shiff-19», 2 охотника (конвой Schwalbe)

19.10 из Варны 1 БДБ, три катера, буксир «Саар»

Что происходило у мыса Херсонес? Да, то, что и должно было происходить. Избиение немецких судов. Зенитные батареи были выведены из строя армейской авиацией, Люфтваффе «помахав крыльями» улетело. Корабли остались.

Первая почти паническая радиограмм поступила в 9.05 она содержала информацию о том, что:

1. Транспорт «Danubius» потоплен

2. Эсминец «R. Ferdinand» получил бомбу в котел

3. Транспорт «Romania» получил попадание тяжелой бомбой

4. Танкер «Firuz» торпедирован

Потом, в 9.54 пришла еще одна радиограмма: «… погрузка под мощным воздействием артиллерии, бомбардировщиков, штурмовиков, практически без прикрытия. «Романия» горит, «Тисса» потоплена».

-2
-3
-4

Пришла уточняющая информация «Danubius» потоплен при отходе из Севастополя (а, значит, на борту должны были находиться эвакуированные войска, но немцы о потерях не сообщают). Потом пришла уточняющая информация, что, все же нет: транспорт рванул не при отходе, а при выгрузке боезапаса.

М.Морозов дает достаточно красочное описание гибели минного заградителя «Romania»: «Несколько позже внимание операторов в штабе ВВС привлек конвой «Овидиу». В 08:44 его с большой высоты безуспешно бомбили пять Ил-4 5-го Гв.МТАП. В 10:50 суда были настигнуты 12 штурмовиками 47-го ШАП, сумевшими нанести «Романии» серьезные повреждения. Минзаг загорелся и потерял ход. Для командира конвоя, находившегося на мостике эсминца «Фердинанд», было очевидно, что при отсутствии «воздушного зонтика» в виде «Мессершмиттов» или «Фокке-Вульфов», попытка оказания помощи минному заградителю вполне может привести к гибели всех остальных судов и кораблей конвоя. Последовавшие вскоре события полностью подтвердили это, а потому, оставив за кормой горящую «Романию», эсминец, транспорт «КГ 25» и охотник «Uj 110» продолжали уходить в западном направлении».

Romania в Севастополе.
Romania в Севастополе.

Ну, не совсем так…

Транспорт «Romania» получил попадание тяжелой бомбой тоже при отходе (а, значит, на борту тоже должны быть войска, ну не просто ж так он подходил к м. Херсонес). В сообщении указано, что транспорт получил еще несколько попаданий, и непонятно, на плаву он или нет.

Чуть позже, в 13 часов, поступило сообщение о том, что «Романию» тянут на буксире «Alsita» и «Theben» их прикрывает UJ-110. На борту «Романии» 50 раненых и 100 солдат, почти весь экипаж вышел из строя.

По данным «Хроники»: «В 7 ч. 05 м. 12 Ил-2 (47 шап) в сопровождении 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш=44°33/, д = 33°16' (район в 7 милях к юго-западу от Херсонеса) с пикирования безуспешно атаковали вражеский конвой (два транспорта, две — сухогрузные баржи, два сторожевых катера).

В 7 ч. 25 м. 12 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°33', д = 33°16' с пикирования бомбардировали два транспорта и быстроходную десантную баржу во время погрузки; самолеты потопили транспорт в 4000 т и повредили быстроходную десантную баржу».

С очень большой вероятностью был потоплен транспорт «Danubius», координаты его потопления почти совпадают с координатами затонувшего объекта, обнаруженного В.Вакаром в 5-6 км от мыса Херсонес. Далее, из того же источника:

«В 7 ч. 55 м. шесть Пе-2 (40 ап) в сопровождении восьми самолетов (43 ап) в ш= 44°35', д=33°07' (западнее мыса Херсонес) с пикирования атаковали конвой (транспорт в 3 тыс. т., эскадренный миноносец, транспорт в 1 тыс. т. — без хода). По докладу экипажей, был поврежден транспорт в 3000 т.

Подводная лодка «А-5» (командир капитан-лейтенант Матвеев), занявшая в ночь на 11 мая позицию № 10 (район к юго-западу от Херсонеса), в 8 ч. 29 м. с дистанции 5 каб. двумя торпедами потопила быстроходную десантную баржу. Лодка подверглась преследованию самолетов противника, которые безуспешно сбросили на нее 27 бомб.

В 8 ч. 44 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении восьми самолетов (7 ап) в ш = 44°25', д = 33°20' (район к югу от Херсонеса) атаковали конвой противника (транспорт в 2000 т, миноносец, шесть быстроходных десантных барж) и потопили быстроходную десантную баржу».

[1] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28