Найти тему
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", ― не верь глазам своим».

Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность: его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

Огромный пласт обманок в искусстве занимают произведения из керамики. В нашей рубрике мы уже рассказали о подражании флоре и фауне. Часто керамика использовалась для имитации металлов.

Одним из ранних примеров такого подражания является техника буккеро. Её название происходит от итальянского buccero-nero (bucca — щека, поверхность, nero — чёрная) и от испанского bucaro — названия чёрной керамики американских индейцев, известной европейцам с XIX века. Для изделий, созданных в технике буккеро, характерен насыщенный чёрный цвет и блеск, делающий их похожими на металлические сосуды. Как мастера добивались такого эффекта? Обжиг делали без доступа воздуха, при этом красная окись железа восстанавливалась в чёрную закись железа. Затем поверхность изделия покрывали тонким слоем лака. Эта техника применялась этрусскими мастерами в течение почти полутора веков – со второй половины VII века до н. э. до последней четверти VI века до н. э. Сосуды буккеро могли использовать при проведении религиозных ритуалов, в погребениях и святилищах.

Амфора буккеро с изображением львов и пантер на ручках. Этрурия, Цере. 560–530 года до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Амфора буккеро с изображением львов и пантер на ручках. Этрурия, Цере. 560–530 года до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Чаша буккеро с кариатидами. Этрурия, Цере. 610–580 года до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Чаша буккеро с кариатидами. Этрурия, Цере. 610–580 года до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ещё один пример имитации металла – калесская керамика, названная так благодаря городу Калесу (Южная Италия), около которого было найдено много чернолаковых глиняных изделий. В Эрмитаже хранится выполненная в Калесе фиала – плоская чаша, предназначенная для возлияний в честь богов. В её центре есть выпуклость, так называемый омфал, который позволяет легко держать чашу в руке во время культовых церемоний. Отметим, что такие фиалы часто изготавливались из серебра. И керамические, и серебряные чаши создавались путём оттиска. Археологические раскопки показывают, что для обоих типов изделий нередко использовались формы с идентичными изображениями.

На эрмитажной фиале представлен миф о хитроумном Одиссее, герое поэм Гомера. Это история о встрече Одиссея с сиренами – морскими божествами необыкновенной красоты, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя – птичьей. Сирены убивали моряков, очаровывая их своим пением. Следуя совету волшебницы Кирки, Одиссей велел своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил привязать к мачте. Благодаря этому путешественники были спасены.

Фиала чернолаковая: Одиссей со спутниками. Южная Италия, Кампания, Калес. III век до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фиала чернолаковая: Одиссей со спутниками. Южная Италия, Кампания, Калес. III век до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Подражать металлам в керамике не перестали и в Новое время. Примером могут послужить чернолощёные и «копчёные» сосуды. Их обжиг происходил с использованием смолистых сосновых дров, дающих густой дым. За счёт него поверхности становились чёрно-серебристыми. Изделие приобретало блеск благодаря полировке (лощению) галькой или костью. Мастера-керамисты стремились не только достичь напоминающий металл цвет, но также подражали форме и декору бытовавших в то время металлических предметов. Ниже представлен сосуд для разливания воды и кваса, так называемый кумган. Такие керамические ёмкости получили распространение в России начиная с рубежа XVI–XVII веков.

Кумган. Россия, первая половина XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кумган. Россия, первая половина XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В керамике XIX века применялись техники, придающие произведениям иллюзию драгоценной фактуры. Такое «введение в заблуждение» зрителя не только демонстрировало искусность мастера, но и позволяло заказчику сэкономить: ведь после обработки недорогое сырьё приобретало вид ценного материала.

Одной из таких техник является серебрение – нанесение соответствующего покрытия на поверхность предметов. Изделия, как правило, украшал насыщенный декор: рельефные изображения и скульптурные ручки. Посуда «под серебро» производилась большим тиражом. Она была доступна средним слоям населения, желающим украсить свою домашнюю обстановку «богатыми» вещами. Обман раскрывался мгновенно, как только блестящий предмет оказывался в руках: ведь керамика значительно легче серебра.

Ниже вы увидите два изделия «под серебро» из коллекции Эрмитажа. Они изготовлены на фаянсовом заводе Сергея Яковлевича Поскочина.

Сливочник «под серебро». Россия, вторая четверть XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сливочник «под серебро». Россия, вторая четверть XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ваза «под серебро». Россия, вторая четверть XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ваза «под серебро». Россия, вторая четверть XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К технике сплошного серебрения прибегали и другие частные предприятия России. Например, завод братьев Корниловых. Вы можете увидеть кувшин в форме античного аска (аскоса). В Древней Греции подобные сосуды использовались для хранения масел и заправки масляных ламп.

Кувшин в виде античного аска с «кораллами». Россия, 1843–1861 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кувшин в виде античного аска с «кораллами». Россия, 1843–1861 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Посуда из фарфора могла напоминать не только серебряные изделия, но и золотые. Как, например, сервиз-дежене с видами Павловска (фр. déjeuner – завтрак), созданный мастерами Императорского фарфорового завода для императора Павла I . Такие сервизы использовали для завтраков. Как правило, в них входили: поднос, кофейник или чайник, сливочник, сахарница и чашечки с блюдцами. Кажется, что посуда действительно отлита из драгоценного материала и лишь оставленные белыми донца выдают фактуру истинного материала.

Чайный сервиз-дежене с видами Павловска. Россия, около 1799 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Чайный сервиз-дежене с видами Павловска. Россия, около 1799 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Имитировали керамисты и бронзу. Мы предлагаем вам сравнить две иллюстрации. На одной из них – обманка, на другой –предмет, действительно отлитый из бронзы. Где же обманка?

Иллюстрация № 1
Иллюстрация № 1
Иллюстрация № 2
Иллюстрация № 2

Ждём ваших ответов в комментариях.