Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", ― не верь глазам своим».
Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность: его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
Огромный пласт обманок в искусстве занимают произведения из керамики. В нашей рубрике мы уже рассказали о подражании флоре и фауне. Часто керамика использовалась для имитации металлов.
Одним из ранних примеров такого подражания является техника буккеро. Её название происходит от итальянского buccero-nero (bucca — щека, поверхность, nero — чёрная) и от испанского bucaro — названия чёрной керамики американских индейцев, известной европейцам с XIX века. Для изделий, созданных в технике буккеро, характерен насыщенный чёрный цвет и блеск, делающий их похожими на металлические сосуды. Как мастера добивались такого эффекта? Обжиг делали без доступа воздуха, при этом красная окись железа восстанавливалась в чёрную закись железа. Затем поверхность изделия покрывали тонким слоем лака. Эта техника применялась этрусскими мастерами в течение почти полутора веков – со второй половины VII века до н. э. до последней четверти VI века до н. э. Сосуды буккеро могли использовать при проведении религиозных ритуалов, в погребениях и святилищах.
Ещё один пример имитации металла – калесская керамика, названная так благодаря городу Калесу (Южная Италия), около которого было найдено много чернолаковых глиняных изделий. В Эрмитаже хранится выполненная в Калесе фиала – плоская чаша, предназначенная для возлияний в честь богов. В её центре есть выпуклость, так называемый омфал, который позволяет легко держать чашу в руке во время культовых церемоний. Отметим, что такие фиалы часто изготавливались из серебра. И керамические, и серебряные чаши создавались путём оттиска. Археологические раскопки показывают, что для обоих типов изделий нередко использовались формы с идентичными изображениями.
На эрмитажной фиале представлен миф о хитроумном Одиссее, герое поэм Гомера. Это история о встрече Одиссея с сиренами – морскими божествами необыкновенной красоты, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя – птичьей. Сирены убивали моряков, очаровывая их своим пением. Следуя совету волшебницы Кирки, Одиссей велел своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил привязать к мачте. Благодаря этому путешественники были спасены.
Подражать металлам в керамике не перестали и в Новое время. Примером могут послужить чернолощёные и «копчёные» сосуды. Их обжиг происходил с использованием смолистых сосновых дров, дающих густой дым. За счёт него поверхности становились чёрно-серебристыми. Изделие приобретало блеск благодаря полировке (лощению) галькой или костью. Мастера-керамисты стремились не только достичь напоминающий металл цвет, но также подражали форме и декору бытовавших в то время металлических предметов. Ниже представлен сосуд для разливания воды и кваса, так называемый кумган. Такие керамические ёмкости получили распространение в России начиная с рубежа XVI–XVII веков.
В керамике XIX века применялись техники, придающие произведениям иллюзию драгоценной фактуры. Такое «введение в заблуждение» зрителя не только демонстрировало искусность мастера, но и позволяло заказчику сэкономить: ведь после обработки недорогое сырьё приобретало вид ценного материала.
Одной из таких техник является серебрение – нанесение соответствующего покрытия на поверхность предметов. Изделия, как правило, украшал насыщенный декор: рельефные изображения и скульптурные ручки. Посуда «под серебро» производилась большим тиражом. Она была доступна средним слоям населения, желающим украсить свою домашнюю обстановку «богатыми» вещами. Обман раскрывался мгновенно, как только блестящий предмет оказывался в руках: ведь керамика значительно легче серебра.
Ниже вы увидите два изделия «под серебро» из коллекции Эрмитажа. Они изготовлены на фаянсовом заводе Сергея Яковлевича Поскочина.
К технике сплошного серебрения прибегали и другие частные предприятия России. Например, завод братьев Корниловых. Вы можете увидеть кувшин в форме античного аска (аскоса). В Древней Греции подобные сосуды использовались для хранения масел и заправки масляных ламп.
Посуда из фарфора могла напоминать не только серебряные изделия, но и золотые. Как, например, сервиз-дежене с видами Павловска (фр. déjeuner – завтрак), созданный мастерами Императорского фарфорового завода для императора Павла I . Такие сервизы использовали для завтраков. Как правило, в них входили: поднос, кофейник или чайник, сливочник, сахарница и чашечки с блюдцами. Кажется, что посуда действительно отлита из драгоценного материала и лишь оставленные белыми донца выдают фактуру истинного материала.
Имитировали керамисты и бронзу. Мы предлагаем вам сравнить две иллюстрации. На одной из них – обманка, на другой –предмет, действительно отлитый из бронзы. Где же обманка?