Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».
Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
В сегодняшней публикации мы продолжим рассказ об обманках в искусстве керамики. Благодаря пластичности глины и колористическому богатству глазурей художники-керамисты имеют практически бесконечные возможности имитации. Одним из самых оригинальных мастеров обманок в керамике можно назвать Бернара Палисси (1510-1590).
Бернар Палисси, разносторонне развитый человек эпохи Возрождения, отличался незаурядной широтой взглядов. Он был не только художником, но и писал трактаты об устройстве фонтанов и парков, о сельском хозяйстве, об укреплении городов и о многом другом. Широту круга его интересов иллюстрирует даже название его первого сочинения, напечатанного в 1573 году, – «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям земли. А также книга эта содержит рисунки сада, представляющий столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города. Изложено мастером Бернаром Палисси из города Сента, керамистом и изобретателем сельских глин короля и герцога Монморанси, пэра и коннетабля Франции».
Сельские глины – это название особых керамических изделий, которые изобрел Палисси. Как правило, это блюда или чаши, украшенные не привычными нашему глазу цветками и листьями, а объемными фигурками змей, лягушек, рыб, ящериц и других существ, отлитых с натуры. Неожиданно поданное на стол, такое блюдо могло шокировать и даже напугать гостей, ведь животный мир изображен с предельной натуралистичностью!
Чтобы создать такую искусную имитацию обитателей родных Бернару Палисси болот Франции, мастеру пришлось провести немало опытов с керамической массой и цветными глазурями. Сохранились его воспоминания об этом непростом периоде: «Когда я изобрел способ создавать вещи в грубом стиле (сельские глины), то был впечатлен еще больше, чем раньше. Я сделал несколько блюд в этом стиле; при первом обжиге одни глазури оказались хорошо выплавленными и красивыми, другие же плохо расплавились и сгорели, и все это из-за того, что составлены были из разных материалов, температура плавления которых не одинакова. Например, зеленый цвет ящериц сгорел раньше, чем расплавилась краска змей; в свою очередь, краска речных и морских черепах и раковин расплавилась раньше, чем обрел красоту белый… Занимаясь этим делом более 10 лет, которые прошли незаметно, я увидел что мои руки и ноги стали ни на что не похожи; они стали бесформенными, а такими ли они были в начале? Я ложился спать в полночь или на заре, одевался так, что был похож на человека, который, таскаясь повсюду, собрал на себе всю грязь города…» (Цитата по книге: Лягушки, змеи и олимпийские. Бернар Палисси и его последователи. - СПб, 2005).
Результатом этого самозабвенного труда стали рецепты глазурей: используя окиси кобальта, меди, марганца, железа и других металлов, Палисси получил глазури разных оттенков синего, зеленого, фиолетового, коричневого, желтого цветов, которые и позволили ему создавать столь реалистичных, будто только что вышедших из воды, рептилий и земноводных.
Благодаря своим обманкам Бернар Палисси снискал признание при жизни и даже стал именоваться «изобретателем сельских глин короля и королевы», после того, как в 1566 году королева Франции Екатерина Медичи (1519-1589) пригласила мастера в Париж, чтобы он создал в Тюильри грот – особое сооружение, которые по моде того времени устраивалось на территории парков и имитировало природную пещеру. В марте 1984 года на территории Лувра проходили археологические раскопки, в ходе которых была обнаружена мастерская Палисси, а при раскопках грота в Тюильри были найдены многочисленные слепки с рептилий, земноводных, растений и камней.
Незабываемые сельские глины Бернара Палисси были весьма популярны, поэтому неудивительно, что со временем возникло множество последователей художника как во Франции, так и за ее пределами – в Англии и Голландии. Любопытно, что подобные имитации живого мира изготовлялись последователями вплоть до начала XX века. Ниже представлены примеры работ последователей великого французского керамиста.
Увидеть работы Бернара Палисси и его последователей можно в зале № 273, где демонстрируются предметы французского искусства XV-XVII веков.
Мы вновь предлагаем вам небольшой тест. Попробуйте свои силы в сфере атрибуции произведений искусства: как вам кажется, на какой из этих иллюстраций блюдо, приписываемое Бернару Палисси, а на какой – лишь его последователю?
Ждем ваших ответов в комментариях!