Найти тему
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».

Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

В сегодняшней публикации мы продолжим рассказ об обманках в искусстве керамики. Благодаря пластичности глины и колористическому богатству глазурей художники-керамисты имеют практически бесконечные возможности имитации. Одним из самых оригинальных мастеров обманок в керамике можно назвать Бернара Палисси (1510-1590).

Бернар Палисси, разносторонне развитый человек эпохи Возрождения, отличался незаурядной широтой взглядов. Он был не только художником, но и писал трактаты об устройстве фонтанов и парков, о сельском хозяйстве, об укреплении городов и о многом другом. Широту круга его интересов иллюстрирует даже название его первого сочинения, напечатанного в 1573 году, – «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям земли. А также книга эта содержит рисунки сада, представляющий столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города. Изложено мастером Бернаром Палисси из города Сента, керамистом и изобретателем сельских глин короля и герцога Монморанси, пэра и коннетабля Франции».

Сельские глины – это название особых керамических изделий, которые изобрел Палисси. Как правило, это блюда или чаши, украшенные не привычными нашему глазу цветками и листьями, а объемными фигурками змей, лягушек, рыб, ящериц и других существ, отлитых с натуры. Неожиданно поданное на стол, такое блюдо могло шокировать и даже напугать гостей, ведь животный мир изображен с предельной натуралистичностью!

Блюдо «Сельская глина». Франция, вторая половина XVI века
Блюдо «Сельская глина». Франция, вторая половина XVI века

Чтобы создать такую искусную имитацию обитателей родных Бернару Палисси болот Франции, мастеру пришлось провести немало опытов с керамической массой и цветными глазурями. Сохранились его воспоминания об этом непростом периоде: «Когда я изобрел способ создавать вещи в грубом стиле (сельские глины), то был впечатлен еще больше, чем раньше. Я сделал несколько блюд в этом стиле; при первом обжиге одни глазури оказались хорошо выплавленными и красивыми, другие же плохо расплавились и сгорели, и все это из-за того, что составлены были из разных материалов, температура плавления которых не одинакова. Например, зеленый цвет ящериц сгорел раньше, чем расплавилась краска змей; в свою очередь, краска речных и морских черепах и раковин расплавилась раньше, чем обрел красоту белый… Занимаясь этим делом более 10 лет, которые прошли незаметно, я увидел что мои руки и ноги стали ни на что не похожи; они стали бесформенными, а такими ли они были в начале? Я ложился спать в полночь или на заре, одевался так, что был похож на человека, который, таскаясь повсюду, собрал на себе всю грязь города…» (Цитата по книге: Лягушки, змеи и олимпийские. Бернар Палисси и его последователи. - СПб, 2005).

Результатом этого самозабвенного труда стали рецепты глазурей: используя окиси кобальта, меди, марганца, железа и других металлов, Палисси получил глазури разных оттенков синего, зеленого, фиолетового, коричневого, желтого цветов, которые и позволили ему создавать столь реалистичных, будто только что вышедших из воды, рептилий и земноводных.

Зичи М. А. Триумф Бернара Палисси (Бернар Палисси показывает семье изготовленное им блюдо). Венгрия, Россия, 1868 год
Зичи М. А. Триумф Бернара Палисси (Бернар Палисси показывает семье изготовленное им блюдо). Венгрия, Россия, 1868 год

Благодаря своим обманкам Бернар Палисси снискал признание при жизни и даже стал именоваться «изобретателем сельских глин короля и королевы», после того, как в 1566 году королева Франции Екатерина Медичи (1519-1589) пригласила мастера в Париж, чтобы он создал в Тюильри грот – особое сооружение, которые по моде того времени устраивалось на территории парков и имитировало природную пещеру. В марте 1984 года на территории Лувра проходили археологические раскопки, в ходе которых была обнаружена мастерская Палисси, а при раскопках грота в Тюильри были найдены многочисленные слепки с рептилий, земноводных, растений и камней.

Клуэ Ф., мастерская. Портрет Екатерины Медичи. Франция, XVI век
Клуэ Ф., мастерская. Портрет Екатерины Медичи. Франция, XVI век

Незабываемые сельские глины Бернара Палисси были весьма популярны, поэтому неудивительно, что со временем возникло множество последователей художника как во Франции, так и за ее пределами – в Англии и Голландии. Любопытно, что подобные имитации живого мира изготовлялись последователями вплоть до начала XX века. Ниже представлены примеры работ последователей великого французского керамиста.

Блюдо «Сельская глина». Франция, XVII век
Блюдо «Сельская глина». Франция, XVII век
Блюда «Сельская глина». Франция, первая половина XIX век
Блюда «Сельская глина». Франция, первая половина XIX век

Увидеть работы Бернара Палисси и его последователей можно в зале № 273, где демонстрируются предметы французского искусства XV-XVII веков.

Мы вновь предлагаем вам небольшой тест. Попробуйте свои силы в сфере атрибуции произведений искусства: как вам кажется, на какой из этих иллюстраций блюдо, приписываемое Бернару Палисси, а на какой – лишь его последователю?

Ждем ваших ответов в комментариях!