Найти тему

История самоцветных камней и жемчугов в волшебном посохе Ивана Грозного

В царствование Ивана Грозного имелось широкое хождение сказания англичанина Горсея о последних словах умирающего царя:

"... Посмотрите на это чудесный Коралл и бирюзу, возьмите их они сохраняют природную яркость своего цвета; положите их теперь ко мне на руку я заражён болезнью. Как они тускнеют - это предвестник моей скорой смерти. Принесите мой Царский посох; это рог единорога, оправленный весьма красивыми алмазами, рубинами,сапфирами, изумрудами другими драгоценными камнями большой цены Я заплатил за посох 70 тысяч рублей... Принесите пауков... Очертим круг на столе посохом. Внутри Круга пауки сдохли, вне его бежали из круга прочь... Но уже поздно. И этому посоху уже не спасти меня... смотрите на драгоценные камни. Алмаз блеском дороже и ценнее всех прочих. Никогда не любил его, потому что он укрощает Ярость и сластолюбия даёт воздержание целомудрия лошадь от малейшей частицы его, истертой в порошок и подсыпанный в питьё, умрёт..."
В.М. Васнецов. "Царь Иван Васильевич Грозный"
В.М. Васнецов. "Царь Иван Васильевич Грозный"

Историки утверждают, что царь Иван Васильевич имел, по меньшей мере, три посоха.

Царский скипетр, как символ данной Богом власти, сакральный символ, жезл, без него не обходится ни одно художественное изображение царя.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Картина Репина
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Картина Репина

В коллекции царя имелся посох который по факту был копьём, сделано оно из рога какого-то животного, как утверждают летописи чуть не сказочного единорога и золотой жезл, сплошь усыпанный каменьями.

Царь верил, что в его посохе заключена огромная сила, данная небесами.

В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском - Аврамиевом монастыре ему показали посох, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса.

Немного исторических фактов поддержанных церковью:

«Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Аврамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу , который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал перед Аврамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему посох, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола."
Икона конца 17 вв
Икона конца 17 вв

Посох царь взял с собой в поход. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.

А.А. Шишкин. Иван Грозный.
А.А. Шишкин. Иван Грозный.

Исследователи полагают, что размер посоха, который видел Горсей, в длину состовлял 1,3 метра и был сделан из бивня нарвала. Левый клык этого млекопитающего может достигать в длину 2-3 метра.

Licorne de mer  (морской единорог) и нарвал, изображенные в виде двух разных животных, из «  Histoire générale des drogues» Пьера Поме  (1694 г.)
Licorne de mer (морской единорог) и нарвал, изображенные в виде двух разных животных, из « Histoire générale des drogues» Пьера Поме (1694 г.)
Единорог и нарвал бок о бок, из  Музея-музея Майкла Бернхарда Валентини  (1704 г.)
Единорог и нарвал бок о бок, из Музея-музея Майкла Бернхарда Валентини (1704 г.)

Яхонты, самоцветные камни и россыпи жемчужин со временем теряли свой блеск и форму.

Есть легенда о том как Иван Грозный возвращал к жизни жемчуг их посоха своего волшебного.

Царь приказал снять все жемчужные бусины с посоха Силы. Затем продеть сквозь них прочную нить, так, чтобы взору его явилось чудесное ожерелье. Иван Васильевич должен был лично избрать из множества претенденток юную красавицу, непорочную деву. Ту, что была полна женской энергией, но еще не познала мужчину. Девица обязана носить жемчужные бусы, не снимая. И возрождать их собственной младой кожей до той поры, пока речные камешки вновь не заиграют природным блеском, а их поверхность не станет идеальной. Впитавшие юность и красоту жизнерадостной, но скромной девицы, речные «камни» возвращались к мастерам. А те, в свою очередь, возвращали их на места и закрепляли на посохе, скипетре, державе и прочих атрибутах царя.

Жемчугу свойственно менять форму и цвет, особенно при неправильном хранении, и в способе который применял Иван Васильевич больше энергетического значения. Мне кажется что государь не для того приказывал девам камни снятые с посохов носить чтобы они красивее стали, а для того нужна была сила девичья, чтобы очищать посохи и жезлы от великих прегрешений Грозного Царя…

Маковский К. Е.  Боярышня
Маковский К. Е. Боярышня