Найти тему

Как теория разума помогает нам понимать других?

Оглавление

Теория разума — это способность приписывать ментальные состояния — убеждения, намерения, желания, эмоции и знания - себе и другим.

“Как люди, мы предполагаем, что другие хотят, думают, верят и тому подобное, и тем самым выводим состояния, которые не поддаются прямому наблюдению, используя эти состояния предвосхищающе, чтобы предсказать поведение других, а также наше собственное. Эти выводы, которые составляют теорию разума, насколько нам известны, универсальны для взрослых людей ” (Premack & Woodruff, 1978).

Наличие теории разума позволяет нам понять, что у других людей есть уникальные убеждения и желания, отличные от наших собственных, что позволяет нам участвовать в ежедневном социальном взаимодействии, поскольку мы интерпретируем психические состояния и делаем выводы о поведении окружающих нас людей (Premack & Woodruff, 1978).

После ее первого определения в 1978 году накопилось большое количество исследований в этой области, изучающих пути развития, нейронную основу и недостатки теории разума.

Мозг
Мозг

Этапы теории разума

Обращать внимание на других людей

По словам психолога Саймона Барона-Коэна, внимание является одним из первых основных предшественников разработки полноценной теории разума.

Это включает в себя признание того, что видеть - это не просто смотреть, а скорее мы можем выборочно направлять наше внимание на конкретные объекты и людей. Ключевым примером такого внимания является совместное внимание.

Совместное внимание возникает, когда два человека направляют свое внимание на одну и ту же интересующую вещь, часто указывая, чтобы направить внимание другого на тот же источник.

Когда младенцы понимают этот жест, они одновременно обрабатывают психическое состояние другого человека, признавая, что этот объект представляет интерес для другого человека, иллюстрируя таким образом начальные этапы теории разума.

Интенциональность (знание того, что люди действуют в соответствии с тем, чего они хотят)

Второй ключевой компонент, который способствует развитию теории разума, - это интенциональность, или понимание того, что действия других людей целенаправленны и проистекают из уникальных убеждений и желаний, как определено философом Дэниелом Деннеттом (1983).

Малыши в возрасте от 2 лет демонстрируют понимание интенциональности (Лучкина и др., 2018), как и шимпанзе и орангутанги (Call & Tomasello, 1998).

Чтобы понять, что люди действуют так, как мотивировано их желаниями (например, я голоден, поэтому я потянусь за этим яблоком), нужно понять, что у других людей есть свои собственные желания (она, должно быть, голодна), тем самым демонстрируя теорию разума или приписывая психические состояния другим.

Имитация (копирование других людей)

Подражание другим - это третий строительный блок теории разума. Способность подражать другим заключается в признании признания того, что у других есть свои собственные убеждения и желания.

Например, соединяя внимание и интенциональность, имитация может возникнуть, когда ребенок понимает, что другие направляют свое внимание (на объект и т. д.) и делают это намеренно (мотивировано целенаправленным поведением).

Усваивая эти две концепции, ребенок начинает подражать и может направить свой взгляд на этот конкретный объект или сцену.

Однако есть некоторые возражения, что имитация не является столь важным предшественником теории разума. Продольное исследование 2000 года показало, что показатели имитации у младенцев не были связаны с более поздней теорией способностей к разуму (Charman, 2000).

В возрасте 4-5 лет дети начинают задумываться о мыслях и чувствах других людей, и именно тогда появляется настоящая теория разума. Фактическое развитие теории обычно следует согласованной последовательности шагов (Wellman, 2004; Wellman & Peterson, 2012):

Задачи теории перечислены от самых простых до самых сложных

  • Понимание “желания”: первым шагом является осознание того, что у других разные желания, и чтобы получить то, что они хотят, люди действуют по-разному.
  • Понимание “мышления”: второй шаг - это понимание того, что у других людей также есть разные убеждения об одном и том же, и что действия людей основаны на том, что, по их мнению, должно произойти.
  • Понимание того, что “видение ведет к знанию”: третий этап заключается в признании того, что другие имеют различный доступ к знаниям, и если кто-то чего-то не видел, ему понадобится дополнительная информация для понимания.
  • Понимание “ложных убеждений”: четвертый этап - осознание того факта, что у других могут быть ложные убеждения, которые отличаются от реальности.
  • Понимание “скрытых чувств”: заключительный этап - осознание того, что другие люди могут скрывать свои эмоции и могут испытывать эмоции, отличные от тех, которые они проявляют.

Теория разума в мозге

Как и все психологические концепции, наш мозг активируется, когда мы полагаемся на теорию разума. Бесчисленные исследования нейровизуализации помогли точно определить конкретные области, которые активируются, когда мы занимаемся задачами теории разума, определяя несколько ключевых областей нашего мозга.

Выполнение задач на ложное убеждение при одновременном сканировании мозга и определении того, какие области активны, привело исследователей к идентификации медиальной префронтальной коры (mPFC) и височно-теменного соединения (TPJ), среди нескольких других областей, в качестве основных структур, ответственных за теорию разума.

Чтобы определить это, исследователи провели различные экспериментальные разработки.

Общая парадигма опирается на ложную историю веры и ложную историю фотографии. Тест на ложное убеждение будет включать историю, похожую на историю Салли и Энн, с последующим заданием участнику такого вопроса, как “Ожидает ли Салли найти свою куклу в корзине или коробке?”
-2

Примером условия контроля, называемого историей с ложной фотографией, является “Была сделана фотография яблока, висящего на ветке дерева. На создание фильма ушло полчаса. Тем временем сильный ветер сдул яблоко на землю”, после чего участника спросили: “На этой проявленной фотографии изображено яблоко на земле или на ветке” (Callejas et al., 2011).

Здесь нет вывода о психическом состоянии другого человека, а скорее о состоянии яблока на фотографии. Исследования, в которых используется этот метод, показывают, что височно-теменное соединение (TPJ) активно во время истории ложного убеждения, но не в мозге участников, входящих в контрольную группу (Saxe & Kanwisher, 2003; Saxe & Powell, 2006; Saxe, Schultz, & Jiang, 2006).

Кроме того, когда участников просят прочитать истории, которые описывают мысли и убеждения главного героя, в отличие от истории, которая просто описывает физические характеристики главного героя, TPJ активируется в первом состоянии (Saxe & Powell, 2006). Эти результаты позволили исследователям сделать вывод, что TPJ, расположенный там, где встречаются височная и теменная доли.

Наглядно.
Наглядно.

Медиальная префронтальная кора (mPFC), область, которая покрывает часть лобной доли, отвечает за прогнозирование поведенческих и эмоциональных последствий психических состояний (Aichhorn et al., 2006).

Наука
7 млн интересуются