Потомственный кубанский казак, Алексей Георгиевич Сотников с пониманием и большим уважением относится к домашним животным, которые всегда поили, кормили и одевали человека.
Скульптор помнил, что животные не только полезны людям, но и сами по себе являются ценностью, неисследованным и самостоятельным миром.
«К анималистике я не «пришел». Я вырос среди животных» - говорит скульптор. Предпочтение он всегда отдавал домашним животным:
- «Они живут вместе с нами, испытывают такие же разнообразные чувства — житейские, материнские. Это наши близкие».
Сотников, в отличие от многих анималистов, редко делает наброски, редкие зарисовки, скорее для памяти, но любит взять свою «модель» на руки, ощупать, почувствовать перья, шерсть.Тактильное познание важно для него, как и визуальное наблюдение.
В его рассказах о животных, бесхитростных и естественных, возникают такие неожиданные выводы, что собеседник начинает осознавать причастность скульптора к сокровенным тайнам природы...
Кристальная чистота мировосприятия Сотникова отливается в его искусстве подкупающей искренностью образов. Как удается мастеру сочетать незыблемость формальной логики произведения с пленительной непосредственностью. Очевидно, такова природа его таланта.
Можно сказать, что талант Сотникова в умении быть ласковым и мудрым, по отношению к животным. Чудо - скульптурная композиция "Переполох", гусыня защищаю своё потомство. "Материнство" - лебедята на спине матери.
Вместе с первой серией небольших скульптур, которые Сотников и расписывал, и тиражировал сам (впоследствии его работы расписывал иногда П. В. Леонов, главный художник завода), он выполняет в 1937 году большую фигуру «Ягненка», принесшую успех и известность художнику и у нас, и за рубежом: скульптура экспонировалась в том же году на Всемирной выставке в Париже.
С мастерством зрелого таланта создал Сотников образ наивной доверчивости и беззащитности. В диспропорции туловища и ног, в пластических переходах скульптурной формы, обобщенной в целом и скупой в деталях, — наблюдается профессионализм талантливого анималиста. Цветом подчеркнуты копытца, глаза и нос, в остальном фарфор сверкает белизной, бликующей гладью, а местами почти ювелирно проработанной, рельефной, филигранной поверхностью.
Постигнув белизну, твердость, способность отражать свет как основные качества фарфора и майолики, Сотников в 1938 году создаёт «Курицу», близкую по приемам к «Ягненку».
В молодой птице скульптора пленило сочетание царственно-величавой поступи и пугливой настороженности. В скульптуре это отразилось конструктивностью построения, упругостью объемов и напряжённостью силуэта.
Идя от конкретного наблюдения, события, Сотников сохраняет его первозданную непосредственность, жизненную достоверность. Это свойственно и самым ранним его произведениям, и работам последних лет.
Конструктивная собранность и логика присущи скульптуре Сотникова, будь то миниатюра, станково-декоративный «Сокол», в числе других его скульптур получивший Гран при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), или фарфоровая модель монумента «Охрана природы» («Иволга»).
Такие качества допускают многократное увеличение многих его работ, при этом они приобретают новые выразительные черты и свойства монументально декоративных произведении, имеющих иное назначение, иной художественный тембр.
Это хорошо видно хотя бы на примере увеличенной фарфоровой миниатюры «Лев в цирке», способной украсить любой общественный интерьер.
В искусство А.Г. Сотникова, продолжающего трудиться на Дулевском заводе, вливается струя, как будто принесенная свежим ветром его творческой юности, но воспринятая уже зрелым талантом.
В этот период художник заново обрел способность передавать жизненную сущность образа в емкой, лаконичной скульптурной форме.
Лаконизм, равновесие статики и устремленности ввысь акцентированы во «Взлетающем голубе» 1959 года и «Кукушке» 1962 года. В них форма обобщена предельно; певуче-протяжная линия силуэта, то повышаясь, то ниспадая, сообщает скульптуре особый пульсирующий ритм. В работах этого круга Сотников оперирует одним объемом, не подкрепляя формы цветом, полагаясь на выразительность самой пластики (только мелкие детали бывают едва заметно тронуты кистью).
Чтобы ни создавал А.Г. Сотников в анималистической пластике, в подтексте его произведений всегда сокрыт глубокий и возвышенный человеческий смысл.
Трогательная фарфоровая композиция "Белочка в футляре". Представляет собой раскрывающийся полый грецкий орех, внутри которого лежит свернувшись клубком спящая белка.
Рекомендую к прочтению.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!