Найти тему

Удивительная анималистика А.Г. Сотникова. Дулёво.

Потомственный кубанский казак, Алексей Георгиевич Сотников с пониманием и большим уважением относится к домашним животным, которые всегда поили, кормили и одевали человека.

А.Г. Сотников. Источник. Из архива А.А. Белашова.
А.Г. Сотников. Источник. Из архива А.А. Белашова.

Сотников Алексей Георгиевич."Вол".1930-е гг. Материал, техника:фарфор, глазурь. Размер:14х10,7. Филиал - Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области "Тульское музейное объединение". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич."Вол".1930-е гг. Материал, техника:фарфор, глазурь. Размер:14х10,7. Филиал - Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области "Тульское музейное объединение". Источник.Госкаталог.РФ.

Скульптор помнил, что животные не только полезны людям, но и сами по себе являются ценностью, неисследованным и самостоятельным миром.

Сотников Алексей Георгиевич (Автор формы)
Скульптура "Рождение жизни". Период создания:Вторая половина XX века. Материал, техника:фарфор, глазурь, роспись. Размер:Выс. 8 см.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор формы) Скульптура "Рождение жизни". Период создания:Вторая половина XX века. Материал, техника:фарфор, глазурь, роспись. Размер:Выс. 8 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник.Госкаталог.РФ.

«К анималистике я не «пришел». Я вырос среди животных» - говорит скульптор. Предпочтение он всегда отдавал домашним животным:

- «Они живут вместе с нами, испытывают такие же разнообразные чувства — житейские, материнские. Это наши близкие».

Источник. https://курганинские-известия.рф
Источник. https://курганинские-известия.рф

-5

Сотников, в отличие от многих анималистов, редко делает наброски, редкие зарисовки, скорее для памяти, но любит взять свою «модель» на руки, ощупать, почувствовать перья, шерсть.Тактильное познание важно для него, как и визуальное наблюдение.

Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели)
"Козлик". 1950-1960 гг. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размер:37.0х42,0. Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели) "Козлик". 1950-1960 гг. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размер:37.0х42,0. Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей". Источник.Госкаталог.РФ.

В его рассказах о животных, бесхитростных и естественных, возникают такие неожиданные выводы, что собеседник начинает осознавать причастность скульптора к сокровенным тайнам природы...

Сотников Алексей Георгиевич. "Гадкий утенок". Скульптура. 1962. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная
Размер:15х35х7 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный Дарвиновский музей". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. "Гадкий утенок". Скульптура. 1962. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная Размер:15х35х7 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный Дарвиновский музей". Источник.Госкаталог.РФ.

Кристальная чистота мировосприятия Сотникова отливается в его искусстве подкупающей искренностью образов. Как удается мастеру сочетать незыблемость формальной логики произведения с пленительной непосредственностью. Очевидно, такова природа его таланта.

Сотников Алексей Георгиевич. Декоративная скульптура "Переполох". 1947 г.
Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная солями, глазури цветные. 6х17х9 см. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. Декоративная скульптура "Переполох". 1947 г. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная солями, глазури цветные. 6х17х9 см. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Источник.Госкаталог.РФ.

Можно сказать, что талант Сотникова в умении быть ласковым и мудрым, по отношению к животным. Чудо - скульптурная композиция "Переполох", гусыня защищаю своё потомство. "Материнство" - лебедята на спине матери.

Скульптура "Материнство". Источник. Фото Н. Ломоносовой.
Скульптура "Материнство". Источник. Фото Н. Ломоносовой.

Вместе с первой серией небольших скульптур, которые Сотников и расписывал, и тиражировал сам (впоследствии его работы расписывал иногда П. В. Леонов, главный художник завода), он выполняет в 1937 году большую фигуру «Ягненка», принесшую успех и известность художнику и у нас, и за рубежом: скульптура экспонировалась в том же году на Всемирной выставке в Париже.

Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура "Белка". 1930-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная. Размер:Высота 4,3 см Длина 10,0 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник.Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура "Белка". 1930-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная. Размер:Высота 4,3 см Длина 10,0 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник.Госкаталог.РФ.
А.Г. Сотников. Скульптура "Голубь". Период создания:1937 г. Материал, техника:фаянс, роспись подглазурная. Размер:Высота – 13,0 см Длина – 10,0 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник.Госкаталог.РФ.
А.Г. Сотников. Скульптура "Голубь". Период создания:1937 г. Материал, техника:фаянс, роспись подглазурная. Размер:Высота – 13,0 см Длина – 10,0 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник.Госкаталог.РФ.

Скульптура "Ягненок". Скульптура "Курица". Источник. В.А. Тиханова. "Лик живой природы". 1990г.
Скульптура "Ягненок". Скульптура "Курица". Источник. В.А. Тиханова. "Лик живой природы". 1990г.

С мастерством зрелого таланта создал Сотников образ наивной доверчивости и беззащитности. В диспропорции туловища и ног, в пластических переходах скульптурной формы, обобщенной в целом и скупой в деталях, — наблюдается профессионализм талантливого анималиста. Цветом подчеркнуты копытца, глаза и нос, в остальном фарфор сверкает белизной, бликующей гладью, а местами почти ювелирно проработанной, рельефной, филигранной поверхностью.

Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи)
Крышка от туалетной коробочки "Овечка с ягненком". Из комплекта Туалетная коробочка со съемной крышкой "Овечка с ягненком". Модель-1946 г. Выполнена-1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная
Размер: 6,5 х 7,9 х 5,6. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи) Крышка от туалетной коробочки "Овечка с ягненком". Из комплекта Туалетная коробочка со съемной крышкой "Овечка с ягненком". Модель-1946 г. Выполнена-1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная Размер: 6,5 х 7,9 х 5,6. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Художник - скульптор). Шкатулка "Овечка с ягненком". Период создания:1954-1957 г. 1954-1957
Материал, техника:фарфор, роспись, позолота, крытье. Размер:7,5х5,5х9,5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Художник - скульптор). Шкатулка "Овечка с ягненком". Период создания:1954-1957 г. 1954-1957 Материал, техника:фарфор, роспись, позолота, крытье. Размер:7,5х5,5х9,5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник. Госкаталог.РФ.

Сотников Алексей Георгиевич. "Барашки". 1956 г. Материал, техника:фарфор. Размер:9 х 8,5 х 6. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. "Барашки". 1956 г. Материал, техника:фарфор. Размер:9 х 8,5 х 6. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки". Источник. Госкаталог.РФ.

Постигнув белизну, твердость, способность отражать свет как основные качества фарфора и майолики, Сотников в 1938 году создаёт «Курицу», близкую по приемам к «Ягненку».

Скульптура "Курица". 1938г. Источник. В.А. Тихонова "Лик живой природы". 1990г.
Скульптура "Курица". 1938г. Источник. В.А. Тихонова "Лик живой природы". 1990г.

В молодой птице скульптора пленило сочетание царственно-величавой поступи и пугливой настороженности. В скульптуре это отразилось конструктивностью построения, упругостью объемов и напряжённостью силуэта.

-17

Идя от конкретного наблюдения, события, Сотников сохраняет его первозданную непосредственность, жизненную достоверность. Это свойственно и самым ранним его произведениям, и работам последних лет.

Сотников Алексей Георгиевич (Скульптор)
«На птичнике». 1954 г. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размер:19,8х13,5. Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Скульптор) «На птичнике». 1954 г. Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размер:19,8х13,5. Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.

Конструктивная собранность и логика присущи скульптуре Сотникова, будь то миниатюра, станково-декоративный «Сокол», в числе других его скульптур получивший Гран при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), или фарфоровая модель монумента «Охрана природы» («Иволга»).

Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура "Сокол". Период создания:1959-1960-е гг. Материал, техника:фарфор, глазурь. Размер:14,2х10,5х6,8 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура "Сокол". Период создания:1959-1960-е гг. Материал, техника:фарфор, глазурь. Размер:14,2х10,5х6,8 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Источник. Госкаталог.РФ.

Такие качества допускают многократное увеличение многих его работ, при этом они приобретают новые выразительные черты и свойства монументально декоративных произведении, имеющих иное назначение, иной художественный тембр.

Это хорошо видно хотя бы на примере увеличенной фарфоровой миниатюры «Лев в цирке», способной украсить любой общественный интерьер.

Сотников Алексей Георгиевич
Скульптура "Лев в цирке".1962-1966гг.
Материал, техника:фарфор, бисквит, роспись подглазурная, крытье. Размер:Высота - 10,7 см. Диаметр основания - 10,3 х 4,5 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич Скульптура "Лев в цирке".1962-1966гг. Материал, техника:фарфор, бисквит, роспись подглазурная, крытье. Размер:Высота - 10,7 см. Диаметр основания - 10,3 х 4,5 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Источник. Госкаталог.РФ.

В искусство А.Г. Сотникова, продолжающего трудиться на Дулевском заводе, вливается струя, как будто принесенная свежим ветром его творческой юности, но воспринятая уже зрелым талантом.

Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи). Крышка от пудреницы "Чайка". Из комплекта Пудреница со съемной крышкой "Чайка". Модель-1964 г. Исполнена в 1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная. 9,6 х 13. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи). Крышка от пудреницы "Чайка". Из комплекта Пудреница со съемной крышкой "Чайка". Модель-1964 г. Исполнена в 1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная. 9,6 х 13. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи). Крышка от масленки "Чайка". Из комплекта Масленка к крышкой «Чайка». 1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная
Размер:12 х 20 х 7. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич (Автор модели и росписи). Крышка от масленки "Чайка". Из комплекта Масленка к крышкой «Чайка». 1970-е гг. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная Размер:12 х 20 х 7. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Источник. Госкаталог.РФ.

В этот период художник заново обрел способность передавать жизненную сущность образа в емкой, лаконичной скульптурной форме.

Сотников Алексей Георгиевич
Скульптура "Соболь". Вторая половина ХХ века
Материал, техника:фарфор, глазури цветные, формовка, обжиг, роспись солями. Размер:17х41х12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич Скульптура "Соболь". Вторая половина ХХ века Материал, техника:фарфор, глазури цветные, формовка, обжиг, роспись солями. Размер:17х41х12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник. Госкаталог.РФ.

Лаконизм, равновесие статики и устремленности ввысь акцентированы во «Взлетающем голубе» 1959 года и «Кукушке» 1962 года. В них форма обобщена предельно; певуче-протяжная линия силуэта, то повышаясь, то ниспадая, сообщает скульптуре особый пульсирующий ритм. В работах этого круга Сотников оперирует одним объемом, не подкрепляя формы цветом, полагаясь на выразительность самой пластики (только мелкие детали бывают едва заметно тронуты кистью).

Сотников Алексей Георгиевич. «Голубка». 1950-е. Материал, техника:фарфор, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись. Размер:16х20,5х9. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. «Голубка». 1950-е. Материал, техника:фарфор, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись. Размер:16х20,5х9. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник. Госкаталог.РФ.

Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура. "Голубка". Период создания:1954. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная. Размер:20,0х12,5х22,0. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура. "Голубка". Период создания:1954. Материал, техника:фарфор, роспись подглазурная. Размер:20,0х12,5х22,0. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.

Чтобы ни создавал А.Г. Сотников в анималистической пластике, в подтексте его произведений всегда сокрыт глубокий и возвышенный человеческий смысл.

Трогательная фарфоровая композиция "Белочка в футляре". Представляет собой раскрывающийся полый грецкий орех, внутри которого лежит свернувшись клубком спящая белка.

Сотников Алексей Георгиевич
"Белочка в футляре". Период создания:1954
Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная и подглазурная. Размер:3,0х8,5х6,5. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.
Сотников Алексей Георгиевич "Белочка в футляре". Период создания:1954 Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная и подглазурная. Размер:3,0х8,5х6,5. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Источник. Госкаталог.РФ.
Открытка. "Скульптор А. Г. Сотников. Детский фонтан с медвежонком. Фарфор". Из комплекта: Скульптуры 1955-1957 гг. Период создания:1957 г. Муниципальное учреждение культуры "Районный краеведческий музей имени Нины Степановны Цехновой". Источник. Госкаталог.РФ.
Открытка. "Скульптор А. Г. Сотников. Детский фонтан с медвежонком. Фарфор". Из комплекта: Скульптуры 1955-1957 гг. Период создания:1957 г. Муниципальное учреждение культуры "Районный краеведческий музей имени Нины Степановны Цехновой". Источник. Госкаталог.РФ.

Скульптура "Голубь на ветке".1950-е гг. Материал, техника:глина, глазурь, роспись. Размер:высота: 22,5 см; размер: 23х17 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Источник. Госкаталог.РФ.
Скульптура "Голубь на ветке".1950-е гг. Материал, техника:глина, глазурь, роспись. Размер:высота: 22,5 см; размер: 23х17 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Источник. Госкаталог.РФ.

Рекомендую к прочтению.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!