В прошлой статье мы с вами изучили функцию И. Предлагаю продолжить идти по союзам и сегодня рассмотреть функцию ИЛИ.
Зачем нужна функция ИЛИ? Например, если вам нужно проверить несколько условий и вернуть ИСТИНА, если выполняется хотя бы одно или несколько из этих условий.
Синтаксис у ИЛИ следующий:
=ИЛИ(логическое_значение1;[логическое_значение2];...)
Как видите, просто указываете через точку с запятой условия.
Давайте вернёмся к примеру из предыдущей статьи, но теперь используем ИЛИ. Как мы помним, студентам для сдачи сессии нужно было набрать средний балл за три экзамена 75 или более. А также сдать курсовую работу. Усложним им жизнь и повысим условие для курсовой до 80%. Нам нужно получить в столбце F "Сдал" или "Не сдал" напротив каждого студента. Но, теперь немного облегчим условия для студентов. Чтобы успешно сдать сессию им достаточно выполнить хотя бы одно условие.
Напишем в ячейке F2 формулу:
=ЕСЛИ(
ИЛИ(СРЗНАЧ(B2:D2)>=75;E2>=80%);
"Сдал";"Не сдал")
Если среднее значение чисел в ячейках диапазона B2:D2 больше или равно 75 или если значение в ячейке E2 больше или равно 80%, то пишем "Сдал", иначе (если не одно условие не выполняется) пишем "Не сдал".
Как видим из примера, у Родионовой Елизаветы выполнено одно условие (средний балл (78+88+83)/3=83), а второе (курсовая 68%<80%) нет. Но так как по условию достаточно было выполнения хотя бы одного условия, то она сессию сдала.
У Иванова Глеба, наоборот, курсовая 88%>80%, но средний балл (58+57+75)/3=63<75. Одно условие выполнено - сдал.
И только у Яковлева Романа не выполнено ни одно условие: (89+58+60)/3=69<75 и 65%<80%. Поэтому он не сдал сессию. Эх, Роман Роман...
Функция ИЛИ может быть полезна при нескольких текстовых условий в одном столбце.
Рассмотрим следующий пример. У нас есть сеть магазинов в разных городах и мы хотим поощрить сотрудников, работающих в них долей от прибыли. Допустим, сотрудникам в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга мы выплатим 5% от прибыли, а сотрудникам магазинов в других городах - 7%.
В ячейке C2 пишем следующую формулу:
=ЕСЛИ(ИЛИ(A2="Москва";A2="Санкт-Петербург");B2*0,05;B2*0,07)
Если в ячейке A2 содержится текст "Москва" или текст "Санкт-Петербург", то значение в ячейке B2 умножаем на 0,05, иначе значение в ячейке B4 умножаем на 0,07.
Вот что у нас получилось:
Давайте приведём результаты к единообразию. Сейчас получается, что у каких-то остаток один знак после запятой, у каких-то два. Конечно, можно убрать их с помощью кнопок изменения разрядности в ленте инструментов вкладки "Главная". Но мы можем сделать это сразу формулой, чтобы не заниматься ручным трудом.
Для округления чисел в Excel применяется функция ОКРУГЛ. Вот её синтаксис:
=ОКРУГЛ(число; число_разрядов)
Первый аргумент - это то число, которое мы хотим округлить. Второй аргумент - это сколько знаков после запятой мы хотим оставить. Если в качестве второго аргумента мы напишем ноль, то число округлится до целого значения. Давайте сделаем это.
=ОКРУГЛ(
ЕСЛИ(ИЛИ(A2="Москва";A2="Санкт-Петербург");
B2*0,05;B2*0,07);
0)
Получаем ряд целых значений:
А теперь давайте рассмотрим пример, в котором нам надо будет объединить функции И и ИЛИ.
Вернёмся к нашим студентам. Сделаем условием сдачи сессии получение 90 и более баллов на любом из экзаменов и 70% и более за курсовую работу. За невыполнение одного из этих условий сессия не будет сдана.
Вот как будет выглядеть формула:
=ЕСЛИ(И(
ИЛИ(B2>=90;C2>=90;D2>=90);
E2>=70%);
"Сдал";"Не сдал")
Если значение в ячейке B2 или С2 или D2 больше или равно 90 и значение в ячейке E2 больше или равно 70%, то пишем "Сдал", иначе пишем "Не сдал"
М-да, мы явно пережестили с условиями. Большая часть студентов не сдала сессию.
Как видите, довольно непростые пошли формулы. Если они у вас вызывают затруднения, то я рекомендую, во-первых, внимательно их перечитать, пытаясь для себя уяснить значение каждого элемента, потому что лишних элементов в формулах Excel нет.
Во-вторых, практикуйтесь. Набирайте формулы сами. Изучайте сегодняшние примеры в файле, который можно скачать по ссылке. Меняйте в них условия, короче говоря, играйтесь с формулами и данными.
В-третьих, знания в статьях усложняются последовательно и новые наслаиваются на предыдущие. Поэтому, если вы пропустили прошлые статьи или забыли информацию из них, то можете не понимать о чем тут идёт речь. В таком случае я только могу порекомендовать не пропускать материалы, а идти последовательно от урока к уроку.
Ну и если у вас всё равно остались вопросы, то милости прошу в комментарии.
На сегодня всё. В следующий раз мы рассмотрим логическое продолжение логической (да, вот такой я каламбурист) функции ИЛИ - функцию ИСКЛИЛИ.
Не переключайтесь;)