У тебя высшее образование? Или даже два? Сделай домашнее задание со школьником 4-го класса по современным учебникам — почувствуй себя идиотом!
С момента нынешней заварушки мы все с надеждой ждали реформы образования. Ибо с этим безобразием надо что-то делать. Выросло целое поколение, которое вообще ни черта не знает и не умеет. А уж когда торжественно Россию выгнали из Болонской системы, так вообще хотелось шапки вверх кидать и идти на улицы обниматься с соседями.
Но увы, время идет, а никакой внятной и четкой реформы образования мы не видим. И ЕГЭ остается на месте, и ПТУ не вернули. Так что, поговорили и все? Смены вектора образования не будет?
Давайте разбираться.
Еще в 2021 году, летом, в нашем образовании произошло такое явление, как ректоропад. В общей сложности сменилось руководство около 30 ведущих вузов страны.
Вот неполный список:
МФТИ; МИФИ; Томский политех; СТАНКИН; РЭУ им. Плеханова; Ижевский гостех имени Калашникова; Камчатский госуниверситет имени Беринга; Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева; Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления; Тульский госуниверситет; Череповецкий госуниверситет; Горно-Алтайский госуниверситет; Ингушский госуниверситет; Новосибирский госуниверситет экономики и управления; Поволжский госуниверситет сервиса; Оренбургский госуниверситет; Кузбасский государственный технический университет; Хабаровский госуниверситет экономики и права; Первый казачий университет.
Позже к ним присоединились и ректоры таких мастодонтов, как ВШЭ и иже с ними.
Это не случайное совпадение. Людей реально снимали с должностей, а то и заводили против них уголовные дела. Тут и цель на смену курса образования, и заодно вычищение различных иноагентов и противников любого противостояния с Западом.
Почему сначала взялись за вузы? Потому что рабочие и не только руки нужны уже сейчас. И если школьное образование — штука такая, длительная, то после вуза вы уже ничего сделать не можете.
Вообще, менять школьную систему образования по всей стране — процесс не быстрый. Просто так вернуть советскую систему не получится. Хотя бы потому, что надо переподготавливать массово учителей. Ну и еще вишенкой на торте, что мир далеко вперед за последние 30 лет ушел.
Например, что делать с системой домашних заданий? Во времена даже позднего СССР и 90-х годов домашка была способом заработать оценки и закрепить материал. В нынешние времена, когда ты можешь найти ответы на любые задачи в интернете (не факт, что правильные, но найдешь) или попросить у одноклассника списать домашку в WhatsApp, система полетела в тартарары. Учителя, чтобы поставить оценки, вынуждены намного чаще устраивать тесты и проверочные работы. Как итог — времени объяснять материал на уроках просто нет.
И школы, каждая в меру своей испорченности и талантливости учителей, все больше превращаются в систему проверки знаний, а не их внедрения в головы учеников. Само же внедрение ложится на плечи родителей и репетиторов. И с каждым годом все больше и больше.
Всерьез переформатировать систему подачи информации и оценки усвоения — история не на один год. Поэтому вузы пошли первыми. И не путем революции, с криком на весь интернет, а тихим эволюционным способом.
Основная наша беда сейчас и острая необходимость — это технические специалисты. Не просто айтишники, про которых разве что самый ленивый не кричит. Нам не хватает инженеров во всех областях. Уже часто некому рассчитывать новые газораспределительные станции и прокладку газовых труб. Да что газ. Нормальные канализационные коллекторы делать некому. Причем как проектировать, так и строить. А старые мощности выходят из строя. Если срочно не подготовить специалистов, то мы утонем в этом самом уже лет через 10–15.
И это не говоря о других специалистах в области авто- и самолетостроения, станкостроения и иже с ними. Куда ни посмотри — кадров просто нет.
А что же государство, вообще не чешется? Ведь пропадем же.
Кое-какие подвижки идут.
Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков заявил, что с 2024 года результаты ЕГЭ по русскому языку больше не будут обязательными при поступлении на инженерные специальности в вузах. Учитываться будут экзамены по физике, математике и информатике. Русский язык останется обязательным для школьников, но он не будет влиять на итоговый балл при поступлении — достаточно сдать на тройку, чтобы пройти итоговую аттестацию.
Конечно, грамотный человек вне зависимости от специальности русский язык должен знать. Но тут идут на послабление. Во-первых, для тех, кто язык учил не с рождения, то есть мигрантов-переселенцев. А во-вторых, при нынешнем уровне требований подготовки к ЕГЭ будущим инженерам просто снизили слегка нагрузку в 11-м классе, позволив больше времени уделить профильным предметам.
Спорить о такой инициативе можно долго. Однако это только первая ласточка. Временное решение, пока не будет подготовлена серьезная реформа всей системы образования.
Другой интересной ласточкой стали новости о создании систем перепрофилирования уже взрослых людей:
Новый образовательно-производственный кластер легкой промышленности откроют в Ленинградской области. Он позволит обеспечить 47-й регион необходимыми кадрами.
Конкретно вот этот кластер — под заказ химической промышленности. Лакокрасочные и нефтеперерабатывающие заводы. Кадров не хватает. Учат людей под заказ производств и вместе с ними. И таких кластеров по стране образуется немало. Ленобласть — один из пилотных регионов. Ну да тутошний губернатор Александр Дрозденко — человек энергичный и достаточно креативный. Не без перегибов, правда, но работает. И показывает иногда гениальные результаты. Местные жители время от времени пугаются, как бы его в Москву не забрали. Особенно сравнивая с соседним губернатором, Бегловым.
Пока такие кластеры работают именно на перепрофилирование людей, уже получивших полное среднее или высшее образование. В дальнейшем, возможно, изменят в принципе подход к подготовке кадров в стране.
В конце концов, создание ПТУ, где одновременно учили специальностям и давали среднее образование, отвечало задачам середины прошлого века. Тогда для образования достаточно было 7-8 классов, а брать на работу подростка в 15 лет еще рано. Надо его чем-то занять плотно. Сейчас, возможно, решение будет иным — получение именно среднего образования в школах, а профориентация с помощью профильных курсов. И не одна за жизнь, а таких переориентирований может быть несколько. Уж слишком быстро у нас жизнь меняется.
Но это пока мое предположение. Куда в реальности вынырнет среднее и высшее образование в нашей стране, не очень пока понятно. Одно видно — движуха начинается. Лишь бы толк вышел.