Именно так называл ее сам художник - "невероятная, фантастическая". Однако, многие современники не разделяли этот восторг автора. Но нам, чтобы понять эту картину великого мастера, нужно просто-напросто рассматривать ее в контексте того периода его творчества. Потому как, общеизвестно, что если что-либо вынимается из контекста - то смысл может поменять кардинально.
Шел 1903 год, Репин уже не молод и только что закончил работу над самым большим групповым портретом России, который выполнил с двумя своими помощниками. Учеников ему пришлось привлечь не только по причине масштабности работы, но и потому, что у него прогрессируют боли в правой руке, которые впоследствии приведут к тому, что ему придётся учиться писать картины левой рукой. Он переезжает в свою усадьбу "Пенаты" в селении Куоккала, которое спустя много лет, в 1948 году переименуют в Репино, отдавая заслуженную дань великому художнику. Листайте галерею, и вы увидите его любимые "Пенаты":
Здесь, на берегу Финского залива он и повстречает пару молодых людей, которые восторгаются игрой волн бушующего моря, которое ломает лед. Особенно хотел бы отметить, как художник мастерски изобразил на этом полотне море - те, кто сам бывал на Финском заливе наверняка заметят насколько замечательно Репин показал воду именно этого залива - она ведь именно такого цвета там и есть. А те кто не бывал - поверьте на слово тому, кто был не единожды.
Однако на лицах девушки и студента нет никакого страха, они держатся за руки, смотрят друг на друга и смеются. Фигура молодого человека распахнувшего полы своей шинели и раскинувшего руки навстречу стихии - это действительно образ свободы и полета жизни. Возможно поэтому известный критик В. Стасов напишет, что ему в этой картине привиделась "русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед".
Но, по моему мнению, Стасов видел то, чего на самом деле, в картине нет, но это нужно было придумать, чтобы не "умалять" значимость предыдущих его работ и самого автора. Сами посудите, мэтр, который написал такие знаковые полотна, как "Бурлаки на Волге" и "Запорожцы", вдруг пишет какую-то абсолютно несерьезную работу в состоянии некой романтической приподнятости. "Да быть такого не может" - подумала почтенная публика и стала искать скрытые смыслы, и, конечно же, их находить, ибо кто ищет - тот всегда найдет.
Сам художник писал про зрителей, видящих, что "тут кроется аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают…" Думаю, такая реакция публики была для Репина не совсем приятной, но он эту критику перенес стоически, благо был уже зрелым мастером. К счастью были и те, кто понял замысел автора и просто поразился, как художник смог выразить на холсте мимолетную эмоцию, которой мы можем любоваться до сих пор, спустя более ста лет.
Мне же кажется, что художнику просто нужно было переключиться, так бывает. Сказывались годы напряженной работы, начало подводить здоровье. Невозможно же все время выдавать исторические, монументальные и поднимающие острые социальные вопросы полотна - так ведь можно и перегореть (возможно, в конце творчества именно это с ним в итоге и произошло). В подтверждение этих слов, приведу слова самого Ильи Репина: "Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие".
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #искусство #культурология #русская живопись #илья репин