Оглядываясь назад, я всегда удивляюсь тому, как можно было растерять то советское величие в различных сферах - промышленности, сельском хозяйстве, науке и так далее. А сегодня мне хотелось бы затронуть сферу школьного образования, которое, как по мне, сильно уступает тому, то было при СССР. Я, например, как дедушка школьников, очень недоволен тем, что из учебной программы исключили некоторые предметы.
Этика и психология семейной жизни
Я, признаться, этот предмет не застал, потому что он был введен в конце 80-х, когда я уже закончил школу. А вот моя младшая сестра как раз училась в 10-м классе, и она попала под это нововведение. У них в школе не было отдельного преподавателя по этике и психологии семейной жизни.
Эта ответственность была возложена на учительницу музыки. На уроках разговаривали о взаимоотношениях между девушками и парнями/женщинами и мужчинами в контексте взаимного уважения, проходили психологические тесты. Но особенно интересно было моделировать и разбирать различные семейные конфликты, дискутировать, общими усилиями искать оптимальные решения.
Жаль, что этот предмет пропал из школьного расписания. Кто-то может сказать, что современные школьники побольше нашего знают об отношениях полов. Знать-то они знают, только не то, что нужно.
Это и опасно, что в то время, как интернет и массовая культура развращают детей, нет альтернативного голоса, который бы показал детям другую сторону отношений, человеческую. Глядишь, молодежь, начала бы ответственнее относиться к вопросу брака.
Чистописание
Примерно до начала 70-х годов дети оттачивали идеальный каллиграфический почерк, учились писать чисто, без клякс. Немало слез было пролито над тетрадями в косую линию. Кстати, раньше тетради были в частую косую, поэтому было удобно вырабатывать правильный наклон. А современные тетради совсем не те. Косые очень далеко расположены, вот и почерки у детей корявые.
А потом шариковые ручки пришли на смену перьевым ручкам, и чистописание ушло в прошлое. И очень зря. Моя дочь говорит: «Зачем детям красивый почерк? Я вообще забыла, когда ручку держала в руках». Так ведь дело-то не в почерке (вернее, не только в нем).
Когда ребенок пишет, в мозге вырабатываются новые нейронные связи, развивается мышление, улучшается мелкая моторика рук. К тому же это занятие вырабатывает концентрацию и усидчивость.
Не зря в царские времена в лицеях каллиграфии уделялось по 18 часов в неделю. А в Японии каллиграфия - это обязательный школьный предмет. Потому что там считают, что это занятие помогает растить будущих талантливых специалистов для сферы инновационных технологий.
Черчение
Если честно, я был в шоке, узнав об отмене черчения. Неужели стране уже не нужны инженеры? Как быть детям, которые планируют поступать в технические ВУЗы? Как вообще ребенку понять, что у него есть склонности к таким видам деятельности, если он даже не держал в руках карандаша с линейкой и циркулем?
Вот некоторые родители радуются, что с отменой черчения у детей поубавилось проблем. Жаль, что они не думают о том, что черчение развивает пространственное мышление. Такими темпами молодое поколение совсем забудет о том, что мы живем в трехмерном пространстве и будет думать плоскостями.
Опять же, черчение - это то же, что и письмо от руки. Оно способствует выработке нейронных связей, заставляет думать. Я, например, хоть и не имел пятерок по черчению, но с удовольствием им занимался. Особенно любил чертить различные предметы в разрезе и проекции в трех плоскостях.
Как вы думаете, нужны ли эти предметы в современной школе?