Здравствуйте, уважаемые читатели!
Эта статья посвящена тестовой части второго варианта пробника от 6 февраля. Будут разобраны все 28 заданий. В целом, уровень тестовой части схож с тестовой частью первого варианта: из 28 заданий 3 задания имеют определенные спорные (на мой взгляд) нюансы в формулировках или ответах.
Типовое задание. Сокращенные формулы выбранных элементов хрома и марганца, соответственно: 4S13d5, 4S23d5.
Типовое задание. К его особенностям можно отнести упоминание о коротком варианте ТМ. Это - именно тот вариант, который используется в школьных учебниках. Выбраны элементы 7 группы. Минимальной ЭО обладает металл , максимальной - фтор.
Типовое задание. Устойчивые степени окисления хрома: +2,+3,+6; фтора: -1; меди: +1, +2; марганца; +2,+4,+6,+7; хлора: -1, +1,+3,+5,+7.
Типовое задание. В выбранных солях между катионом и анионом - ионная связь; между элементами, входящими в состав хлорат-аниона и катиона аммония - ковалентная полярная.
Типовое задание. Квасцы: KAl(SO4)2- двойная соль (два разных катиона входит в состав).
Типовое задание. Ниже приведены уравнения реакций, обосновывающих выбор ответов:
Типовое задание.
Типовое, достаточно легкое задание. Интерес вызвала только последняя реакция. Так же точно (с образованием двух соединений) реагирует магний с оксидом кремния. Хотелось бы, чтобы было указано условие последней реакции (нагревание). Без нагрева с азотом, как известно, реагирует только литий.
Типовое задание с ОВР и совместным гидролизом. Хотелось бы, чтобы подбор реагентов был поинтереснее, с "провокационными" альтернативными вариантами. Ниже приведены уравнения, обосновывающие ответ:
Абсолютно типовое задание, без изысков.
Типовое задание. О принципах определения наличия цис-транс-изомеров я писала в статье: https://dzen.ru/media/id/5d2de3c4bc228f00aec36bc0/63e10c6f783ca363e1a4cdc8
Не понравилось задание. Обоснование:
В ключах авторов указан ответ: 345. Т.е. авторы утверждают, что хлор реагирует со спиртами. Согласно данным, приведенным в учебном пособии МИТХТ "Методы галогенирования в тонком органическом синтезе"- с хлором реагируют только высшие спирты (опираюсь на МИТХТ, потому что закончила его по специальности ХТТОС). В школьных учебниках не нашла упоминания о реакции спиртов с хлором.
Типовое задание. Ниже приведено обоснование ответа:
Интересное задание. Для получения циклоалканов из дигалогенпроизводных (реакция В) в большинстве случаев используют цинк или магний, натрий - реже. В этом задании предложен натрий, обычно используемый для удвоения углеродного скелета при получении алканов по Вюрцу. Реакция Дильса-Алдера (реакция Г, диен+этен) в пробниках еще не встречалась. Так скоро и до кросс-сочетания дойдем... Ниже приведены уравнения реакций.
Интересное задание. Первые три реакции - типовые: кумольный способ получения фенола и ацетилена; щелочной гидролиз фенилацетата, получение хлорангидрида бензойной кислоты. Последняя реакция начала появляться в разного рода пробниках и методических пособиях года два тому назад- получение циклического ацеталя конденсацией этиленгликоля с ацетальдегидом. В реальный ЕГЭ она пока еще не "прорвалась". Ниже приведены уравнения реакций:
Типовая цепочка. Второе превращение осуществляется под действием гидроксида кальция. Ниже приведены уравнения:
Типовое легкое задание.
Тривиальное задание.
Типовое задание по химии фосфора и его соединений.
Задание типовое, но не согласна с ответом авторов пробника, приведенным в ключах: 321. Щелочь образуется в прикатодном пространстве, на катоде, согласно химизму электролитического разложения воды, образуются водород и гидроксил-ионы.
Типовое задание: раствор гидроксида бария (щелочь) имеет самое высокое значение рН (около 14), затем идет водный раствор слабого основания аммиака(около 9); раствор нитрата аммония(соли, гидролизующейся по катиону) имеет слабокислую среду (около 5). Самое низкое значение рН у раствора сильной азотной кислоты (около 1)
В целом, задание мне стало нравиться. Акцент в нем идет на особенности смещения равновесия при добавления растворимого и нерастворимого твердого веществ. Добавка нерастворимого вва не влияет на смещение гетеролитического равновесия (в данном случае), добавка растворимого вва смещает равновесие согласно закону Ле-Шателье.
Типовая задача с одним нюансом: исходная концентрация паров бензола задана через соотношение с исходной концентрацией водорода. Ниже приведено решение:
Понравилось задание. Прежде всего из-за пункта А, в котором задействовано свойство катионов меди образовывать тетрахлорокупратный комплекс зеленого цвета при высокой концентрации хлорид-ионов. Ниже приведено обоснование ответа:
Типовое легкое задание.
Типовая, легкая задача.
Типовая, легкая задача.
Типовая задача. Решала ее без составления уравнения, "по схеме":
Заранее благодарна за конструктивные замечания.
Всего доброго!
.