Это был зимний вечер 2001 года. Я ходил во второй класс. Зима стояла морозная, но на реке Вижница, что делит надвое наш поселок Иванищи, образовался чистый лед, без снега. Тогда у многих парней в Иванищах были так называемые "финки". Я никогда не слышал о значении этого слова, пока сейчас не погуглил. Правильно это называется "финские санки". Но никаких изысков - у нас их делали чуть ли не из газовой трубы. Смысл в том, что ты держишься руками за рукоять, а сам стоишь на одной ноге - второй отталкиваешься.
Я нашел в сети фотки по запросу "финские санки СССР". Современные выглядят иначе.
Очень крутое было изобретение, и сейчас я ни у кого таких не вижу, даже в Иванищах. Так вот финки были у всех, кроме меня. Я очень страдал и завидовал. Но наконец-то отец мне их добыл, наточил и положил в сарай.
Я схватил их и помчался к одноклассникам. На Вижнице была небольшая горка, освещаемая фонарем водонапорной башни. Там рабочие ходили через реку домой. А мы катались. Катались по несколько часов, валялись в снегу, падали. Но веселье было безудержное.
Через некоторое время как раз наступили солнечные дни, а на льду были такие кристаллы, напоминающие маленькие девчачьи заколки. Когда финки летели по льду, кристаллы приятно хрустели под тобой. Вижница течет в ольховых зарослях, бобровых плотинах и болотах. Мы уезжали далеко по реке на финках. Кто-то даже двигался на велосипеде и все время падал. Подо льдом местами виднелись водоросли. На поверхности стояла желтая прошлогодняя трава. В воображении все это кажется чуть ли не путешествием на земли индейцев. Голубое небо, лесная торфяная река, гнезда на ольшанике и гладкий ход финок. Беззаботный зимний день, когда тебе никуда не надо, не нужно читать новости или зарабатывать себе на жалкий овёс.
В Иванищах есть место "Серебки" (полное название "Серебряные прудки"). Это край поселка, который отличается от пойменной болотистой местности, где жил я. На Серебках песчаные холмы, на них растут красивые сосны. Внизу холма - пруд. Конечно, он совсем не серебряный. Но название завораживало. Зимой песчаные холмы покрывались снегом и становились...горнолыжным курортом. Мы с пацанами, конечно, ездили туда кататься на финках.
Это было слегка опасно. Мы постоянно падали или сталкивались. Я мечтал прыгнуть с трамплина. Полет был недолгий и очень рискованный. Я, конечно, что-то себе отбил. Помню, как лежу в сугробе, а на сосне сидит Антон Капустин, будущий барабанщик ВИА "Другая жизнь", и говорит: "Этот все лежит".
Была одна неприятная история с финками. Вечером мы с другом детства катались до леса и обратно. Вдоль главной поселковой дороги гуляли старшеклассницы. Друг зачем-то кричал им, что они дуры. Не знаю, на что он рассчитывал, но получил за это я. Меня догнал старшеклассник и остановил, а затем подошла девушка и кулаком разбила мне губу. Я был в третьем классе и не ожидал такого исхода. Много слез было пролито.
Однажды ночью мы катались на финках по квадратному маршруту, будто кольцевой троллейбус. На улице Мира был фонарь, который мы называли "кварцевый". Был ли он на самом деле таковым, не знаю. Но смысл в том, что он сначала горел одним цветом, а потом другим. Посмотреть на это сходилась часть нашего класса. Мы наблюдали, как снежинки летят в свете этого фонаря. Казалось, что это космос, от этой оптической иллюзии слегка кружилась голова.
Короче говоря, детство было совсем не таким, какое оно у детей сейчас. Из развлечений у нас дома только стоял цветной телевизор "Дэу". Но не более того. Игрушек было не так много, многие из них передавались по наследству от старших братьев.