Найти в Дзене

Важное с курсов ФИПИ для экспертов ОГЭ. Сочинение 9.3

Оглавление

Продолжаю делиться полезной информацией с курсов повышения квалификации для экспертов ОГЭ по русскому языку. Сегодня несколько тезисов о сочинении по ценностному понятию.

Критерий 1. Толкование значения слова

Экзаменуемый НЕ обязан в точности воспроизводить словарную статью по предложенному понятию. Его задача - показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.

НЕ НАДО заставлять учеников заучивать определения из словаря.

Способы, которыми ученик может дать определение понятию

  1. Понятие определяется через родовые и видовые признаки. Например: "Дружба - это чувство, которому свойственны...." или "Дружба - это чувство, которое предполагает…”
    В данном примере "чувство" - это родовое понятие, а видовые понятия могут быть такие: взаимопомощь, поддержка, согласие, верность и т.д.
  2. Понятие определяется через описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия.
    Например: "Материнская любовь - это любовь, которую мать испытывает к своему ребенку. Когда я слышу эти слова, в моей памяти возникают доброе лицо матери, ее бесконечная нежность и забота, готовность поддержать в трудную минуту".
  3. Понятие определяется через характеристику, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия.
    Например: "Что такое сила духа? Это когда ты устал, но все равно не сдаешься, когда тебе страшно, но ты преодолеваешь страх, когда тебе больно, но ты даже не замечаешь этого. Одним словом, сила духа - это способность оставаться человеком в самых бесчеловечных условиях".
  4. Понятие определяется через сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него.
    Например: "Ценность можно сравнить с компасом. С помощью компаса человек может ориентироваться, выбрать правильное направление. Ценность тоже помогает нам выбрать правильный путь, определяет наши цели".
  5. Понятие определяется через различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
    Например: "Сила духа - это не бесстрашие, это способность преодолеть страх и найти в себе силы совершить важный поступок".

В любом случае ученик должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Про понятие и тему сочинения

Раньше само ценностное понятие, которое было предложено для анализа, одновременно являлось и темой сочинения. Несколько лет назад понятие стало конкретизироваться темой. Это сделали для того, чтобы тема нацеливала именно НА ТЕКСТ. Это значит, что ценностное понятие должно быть объяснено не само по себе, а соотноситься о с содержанием текста.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, не поясняя его в поле личностных смыслов.

Про комментарий

Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:

  • раскрытие актуальности ценности;
  • вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
  • анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначаемого явления действительности;
  • противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности понятия.
  • Определяющими являются следующие моменты:
  • толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
  • содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.

Важно! НЕ НАДО заставлять детей ЗАУЧИВАТЬ словарные статьи!

Про оценивание толкования значения слова (С3К1)

  • 2 балла ставятся, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его;
  • 1 балл ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его;
  • 0 баллов, если экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

Примеры толкований слов, за которые может выставлен 1 балл (не удивляйтесь, я сама была поражена, за что, оказывается, можно поставить 1 балл)

"Жизненные ценности являются своеобразными указателями на жизненные пути".

"Материнская любовь принадлежит к числу самых прекрасных человеческих чувств".

"Дружба - это проявление помощи".

Важно! Если комментарий по смыслу НЕ соотносится С ТЕКСТОМ, то он не засчитывается.

Лучше учить девятиклассников разделять определение понятия и комментарий на разные предложения, хотя это и не обязательно. Но эти предложения должны быть в одном абзаце.

Не следует ставить 0 баллов за работу, где дано определение хотя и неполное, но комментарий раскрывает, объясняет содержание данного понятия.

Критерий 2. Наличие аргументов

При проверке оцениваются 3 основных параметра:

  1. Логическая точность, которая проявляется в том, что приведенный пример подтверждает истинность утверждения или является посылом для вывода. Этот параметр требует проверки логической связи между разными смысловыми частями.
  2. Содержательная полнота, которая требуется для того, чтобы приведенный пример содержал объем информации, достаточный для подтверждения тезиса.
  3. Структурно-смысловая функциональность, которая предполагает, во-первых, определённое место данного фрагмента в композиции текста, во-вторых, использование лексико-грамматических средств, сигнализирующих о цели этого фрагмента.

Важно! Несмотря на то что в задании сказано, что экзаменуемый должен привести один пример из прочитанного текста, а один из личного опыта, будут зачтены и два примера ТОЛЬКО из текста, если они приведены верно.

Ноль баллов по критерию 2 чаще всего ставится, когда экзаменуемый не понимает цели своей работы, коммуникативный замысел не реализуется, развитие мысли подменяется вязкими рассуждениями, которые кружатся вокруг исходного понятия.

Один пример ученик должен привести из жизненного опыта. Жизненный опыт - это и художественные произведения, и научная литература, и кинофильмы, и факты общественной и личной жизни.

Аргумент из личного опыта не обязательно должен быть конкретным примером. Он может быть и рассуждением. Главное, чтобы он содержал новую информацию.

Типичной ошибкой экспертов и учителей является представление о том, что примеры из художественной литературы "весят" больше, чем примеры из кинофильмов или факты из личной жизни. Качество аргумента определяется не тем, из какого источника он взят, а тем, в какой мере он реализует свою смысловую функцию.

Критерий 3. Логическая связность и последовательность

Логические ошибки:

  • запись, не оформленная как текст (например, как ответы на вопросы);
  • неоформленные цитаты;
  • отсутствие переходов от одной части к другой;
  • вывод логически не сочетается с тезисом и др.

Ошибки в абзацном членении:

  • полное отсутствие разделения на смысловые части;
  • отсутствие абзацного членения в частях сочинения, когда выпускник, выделяя смысловые части (вступление, основную часть и вывод), не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы;
  • необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части;
  • неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

При этом надо помнить, что нет строгого требования к количеству абзацев.

Критерий 4. Композиционная стройность

Сочинение-рассуждение должно соответствовать композиционным видам этого типа: тезис - доказательства - вывод.

Важно! Если мы выставили 0 баллов за абзацное членение по К3, то это НЕ значит, что мы не можем поставить 2 балла по К4 (за структуру рассуждения). Если ученик не разделил текст на абзацы, но в его работе есть тезис, аргументы и вывод, то ставим 2 балла.

Несколько слов о почерке

Конечно, учим девятиклассников писать аккуратно, разборчивым почерком, но помним, что эксперты обязаны читать любые работы, независимо от аккуратности и почерка.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.