Недавний случай с аэростатом, который мировая сверхдержава пыжилась сбить целых 4 дня, убедительно показал кто есть кто на этой планете.
Для того, чтобы вы просто понимали, на сколько технологически продвинут был СССР 40 лет назад... Сверху в галерее представлены советские стратосферные самолёты.
Это М-17 Стратосфера и М-55 Геофизика.
Начиная с середины 1950-х годов США стали активно использовать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) для стратегической разведки территории СССР. Эти дешевые аппараты стали представлять серьёзную угрозу, они могли нести не только разведывательную аппаратуру, но и оружие массового поражения. Бороться с ними было непросто. Поднявшись в стратосферу АДА были недоступны для зенитной артиллерии и истребителей тех лет. Необходимо было адекватное средство для борьбы с АДА.
В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которым В. М. Мясищеву поручалось провести научно-исследовательскую работу по «Выбору технических направлений по созданию авиационного комплекса для перехвата и поражения автоматических дрейфующих аппаратов». В результате наиболее эффективным и рациональным решением было признано создание высотного дозвукового самолёта-истребителя АДА со стрелково-пушечным вооружением. Разработка самолёта началась в 1970 году с работ по «теме 34» — самолёту, способному совершать полёт в стратосфере с наименьшей скоростью. Для М-17 был впервые разработан сверхкритический высоконесущий профиль крыла П-173-9. В 1978 году на вертолётном заводе в Кумертау был изготовлен первый лётный образец самолёта. 27 декабря 1978 года для проведения пробной рулёжки самолёт был выведен на взлётную полосу лётчиком-испытателем Киром Владимировичем Чернобровкиным. Проведя предусмотренные программой испытаний пробные рулёжки, пилот самостоятельно, в нарушение правил и вопреки запрету КДП решил провести ещё одну рулёжку, более скоростную, однако не учёл того, что за самолётом по полосе едет служебный автобус, так как по плану испытания уже закончились. Увидев в последний момент на ВПП препятствие, пилот был вынужден произвести незапланированный взлёт на неподготовленном к этому самолёте. Будучи не подготовленным к особенностям управления новой машиной в сложных метеоусловиях, пилот не справился с пилотированием, и первый лётный образец самолёта потерпел катастрофу. Лётчик, не зафиксированный привязными ремнями, ударился виском о переплёт фонаря и погиб. Самолёт пришлось строить заново.
В 1982 году уже на Смоленском авиазаводе был изготовлен второй лётный образец. 26 мая 1982 года лётчик-испытатель Э. Н. Чельцов впервые успешно поднял М-17 в воздух с аэродрома в Жуковском. В августе 1983 года самолёт М-17 «Стратосфера» передали для проведения Государственных испытаний. Было выполнено 133 полета, удалось достичь высоты 21500 м и максимальной приборной скорости 285 км/ч. Завершить испытания собирались на третьем летном экземпляре М-17 «Стратосфера», который оснастили пушечной установкой. Третий экземпляр собрали на Экспериментальном механическом заводе из агрегатов, изготовленных на Кумертау. На этом самолёте вели отработку боевого комплекса М-17, включавшую стрельбу фугасного-зажигательными снарядами по реальным аэростатам мишеням, было сбито девять аэростатов, следовавших на высотах 9 — 21 км.
В 1983 году советская ПВО зафиксировала пролёт очередного автоматического дрейфующего аэростата (АДА), запущенного со стороны Норвегии. На этом использование АДА против СССР американцы прекратили, а вскоре появилось межгосударственное соглашение о запрещении запуска АДА в чужое воздушное пространство. В результате программу перехвата аэростатов закрыли, и Госиспытания М-17 «Стратосфера» так и остались не завершенными.
История самолёта М-17 на этом не закончилась. Гриф секретности с него сняли и самолёт стали использовать для высотных исследовательских полетов по программе «Глобальный резерв озона» для сбора данных по теме «озоновой дыры». На место пушечной установки и прицельной станции была установлена научная аппаратура для сбора данных о состоянии атмосферы. В 1990 году самолёт был подготовлен к рекордным полетам.
Весной 1990 года самолёт установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности для самолётов массой 16-20 тонн, оснащённых одним турбореактивным двигателем. К 1990 году был построен третий экземпляр самолёта, который стал последним М-17, вооружённым двухствольной пушкой для борьбы с аэростатами.
К этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность (как тогда казалось руководству страны и ВВС СССР), и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолёта-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля — земля» и ударным самолётам. Модифицированный самолёт М-17РМ выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика»
М-55 имел практический потолок в 21500 метров.
На высоте 17000 метров мог летать 6,5 часов, а на высоте в 21500м (практический потолок) - 2 часа 14 минут.
Практи́ческий потоло́к летательного аппарата (англ. service ceiling) — максимальная высота реального применения самолёта, вертолёта; наибольшая высота, на которой при полёте с постоянной горизонтальной скоростью ещё присутствует избыток тяги (мощности), достаточный для выполнения подъёма с определённой вертикальной скоростью. Эта вертикальная скорость обычно определяется как 0,5 м/с (или 100 футов в минуту для поршневых и 500 футов в минуту для турбореактивных зарубежных летательных аппаратов).
На высоте 20000 м с целевой нагрузкой 1500 кг - продолжительность полёта составляла 4,2 ч.
М-55 Геофизика это тот самолёт, которого сейчас очень не достаёт нашим ВКС.
Поскольку ракеты С-300 у противника практически закончились. А характеристики поставляемых западных ЗРК таковы, что либо не позволяют сбивать самолёты на такой высоте вообще. Либо позволяют их сбивать при пролёте самолёта в непосредственной близости.
Для примера высота поражения цели для ПЗРК Стингер - до 3800 метров.
Ракеты ЗРК NASAMS могут дотянуться до высоты в 21 километр. Что на 500 метров ниже практического потолка М-55 Геофизика.
Дальность поражения: ЗРК NASAMS 20 км ( ракетой AMRAAM ER 40 км)
При этом вряд ли на предельной дальности высота также может быть предельной.
Для примера ЗРК Patriot может доставать цели на высотах до 24 километров. При этом Максимальная дальность полёта ракет Patriot зависит от типа ракеты: ракета ММ-104 - около 80 километров, противоракета ERINT - до 45 километров.
Соответственно скорее всего сфера возможного поражения для установки NASAMS имеет радиус 21 км. В случае применения стандартных ракет для этой системы. И соответственно шансы сбить М-55 есть только, если самолёт будет пролетать непосредственно над пусковой установкой.
А это в свою очередь означает то, что М-55 Геофизика смог бы поражать ПВО противника планирующими авиабомбами даже не входя в зону поражения.
Впрочем МИГ-31 тоже имеет высокий практический потолок в 20 600 метров. Но МИГ-31 больше не производится. И помимо прочего он является носителем гиперзвуковых ракет Кинжал, поэтому вряд ли МО РФ будет использовать его для нанесения ударов планирующими бомбами.
А вот прелесть М-55 как раз в том, что его эксплуатация обходится дешевле истребителей и сам самолёт устроен проще. А возможности преодоления ПВО противника выше.
И ввиду меньшей скорости полёта он гораздо удобнее для ведения разведки.
М-55 Геофизика это утраченное технологическое преимущество, из-за которого теперь кому то на фронте приходится становиться героем посмертно.
А ведь могли бы делать тоже самое, но не входя в зону поражения ПВО.