Компания Bryce Tech опубликовала новый отчет, согласно которому малые спутники (Smallsat) за последнее десятилетие стали чрезвычайно крупным сектором космической отрасли.
Малые спутники составляют 87% всех космических аппаратов, запущенных за последние 10 лет, и 95% из тех, что были запущенных в 2022 году. На Smallsat приходится все большая доля, поскольку операторы отказываются от крупных и дорогостоящих геостационарных спутников связи. При этом небольшие спутники позволяют им создавать большие группировки, обеспечивающие такие же услуги связи и дистанционного зондирования Земли.
Из 5675 космических аппаратов 88% принадлежит пяти коммерческим компаниям.
Американским операторам принадлежало 74% из 6893 малых спутников, запущенных в период с 2013 по 2022 год. Спутники SpaceX Starlink составляют 51,8% от общего числа.
Несмотря на то, что многие компании и правительства тратят миллиарды долларов на разработку малых ракет-носителей, они занимают небольшой процент рынка пусковых услуг. Это связывается с тем, что малые ракеты несут меньше спутников, особенно по сравнению с совместными миссиями, например, такими как рейсы SpaceX Transporter, которые могут выводить на орбиту более 100 спутников за рейс. Кроме того, многие из небольших пусковых установок только начали функционировать и находятся в стадии тестирования. Некоторые запуски терпят неудачу, что не является чем-то необычным для новых ракет-носителей, но останавливает клиентов от их применения.
Третья причина заключается в том, что экономичнее использовать миссии компании SpaceX, которая для запуска десятков спутников предлагает свою ракету Falcon 9. К концу 2022 года компания вывела на орбиту 3570 космических аппаратов Starlink. Низкоорбитальные спутники OneWeb запускались партиями от 34 до 40 одновременно на ракетах Falcon 9, «Союз-2» и GSLV.
Помимо выполнения совместных миссий, средние и большие ракеты-носители также несут малые спутники, как вторичную полезную нагрузку, которая развертывается вместе с более крупными спутниками. Поэтому пока использование малых средств запуска не так популярно у заказчиков, как ожидалось, отмечают аналитики агенства.