Смерть принцессы Елизаветы принесла глубокую печаль в Брауншвейгскую семью. Ее братья и сестра были подавлены и потеряны. Елизавета была для них светом, к которому они тянулись; разумом, к которому они прислушивались; огоньком, который их разжигал и вселял надежду, заставляя преодолевать испытания. Теперь они остались безразличны к окружающему миру.
Не только братьев и сестру опечалила смерть Елизаветы, но и датскую королеву Юлиану Марию. Даже камергер Брауншвейгской семьи Плоярд после смерти принцессы нашел свое пребывание в Горсенсе невыносимым. Не опечалена была разве что российская императрица. И если не радость, то огромное облегчение принесла Екатерине II смерть Елизаветы Антоновны, ибо эта умная и деятельная принцесса создавала ей проблемы.
Спустя год после смерти принцессы Елизаветы, осведомитель Екатерины II барон Сакен докладывал, что в Горсенсе все спокойно.
…принцесса (Екатерина) почти совершенно глуха и единственно занята благочестием, а оба принца не показывают ни малейшего желания заняться чем бы то ни было и проводят все время в совершенном бездействии и спокойствии / Донесения барона Сакена
Таким положением дел все были очень довольны. И российская императрица, и датская королева. Как в известной поговорке: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Так и здесь: пусть принцы целыми днями слоняются без дела по дому, а принцесса в молитвах стоит перед иконами, лишь бы не вздумали бунтовать и требовать свободы.
Через пять лет после смерти принцессы Елизаветы 22 октября 1787 года умер принц Алексей – самый младший. Новый осведомитель Екатерины II, заменивший барона Сакена, доносил:
Младший принц только что умер. Нынешнею осенью он был немного болен, потом почти совершенно оправился. Но с тех пор он вообразил себе, что не переживет дня смерти своей сестры: эта мысль, несмотря на все старания приближенных рассеять его, до того сильно овладела его воображением, что за несколько дней до указанного срока он почувствовал себя больным, потом с ним сделался обморок, и он более не приходил в чувство» / Донесения барона Крюднера
Его смерть выглядит довольно странно. Вообще, принц Алексей был самым здоровым из четверых детей (Ивана Антоновича не беру в расчет). И обстоятельства его смерти вызывают недоумение: почувствовал себя больным – упал в обморок – умер. Уж не наложил ли на себя руки несчастный принц? Ведь лезут же в петлю от тоски или иным образом сводят счеты с жизнью, когда она становится невыносима… Но оставим эту версию для криминалистов. Довольствуемся иной. Все-таки принц Алексей был глубоко верующим, и не пошел бы на неугодное Богу самоубийство. Но, видимо, пришло его время. Алексей предчувствовал свою смерть, а Бог его тихо забрал, как забирают невинных и праведников.
После Алексея, спустя почти 10 лет, ушел Петр. Тот самый Петр, который родился очень слабым, и которого сразу после рождения поспешили окрестить, поскольку боялись, что уйдет в иной мир некрещеным. Он прожил 52 года.
Принцесса Екатерина, которая считалась самой болезненной из всех детей, прожила дольше всех. Принцесса пережила не только братьев и сестру, но и российскую императрицу, и датскую королеву, и сына королевы Фредерика, и императора Павла I. Она умерла в апреле 1807 года на 66 году жизни.
В датском городе Горсенс (Хорсенс) есть «Русская капелла», которая пристроена к монастырской церкви. Здесь похоронены потомки русского царя Иоанна Алексеевича и сестры с братьями императора Иоанна Антоновича: принцесса Елизавета, принц Алексей, принц Петр и принцесса Екатерина.
А в Шлиссельбурге до сих пор неизвестно место захоронения их старшего брата - императора Ивана Антоновича. В угоду амбиций двух узурпаторш он был лишен свободы, титула, имени. Его держали в заточении как государственного преступника, а затем вероломно закололи и похоронили, как бешеного пса. Отец императора, хотя умер естественной смертью, но был похоронен тайно ночью без огласки. Его место захоронения также неизвестно. Узурпаторши и их последователи надежно запрятали улики и написали историю на свой лад.
Местные жители города Горсенс очень тепло относились к принцам и принцессам Брауншвейгским, хотя были с ними даже не знакомы. Дело в том, что принцам и принцессам запрещалось общаться с кем-либо из датчан, запрещалось также принимать гостей в своем доме. Круг общения привилегированных узников составляли преимущественно их служители. Этот запрет был снят лишь в последние несколько лет, когда доживали свой век принцесса Екатерина и принц Петр. Но столь теплое отношение датчан было вызвано не личным знакомством, а добрыми делами, которыми отличились русские принцы и принцессы.
С самого начала своего пребывания в Горсенсе семья занималась благотворительностью: вкладывали свободные средства в городскую школу, финансировали церкви, делали пожертвования беднякам. Вслед за принцессой Елизаветой эстафету по благотворительности приняли ее братья и сестра.
В городе о принцах и принцессах слыла хорошая молва, они пользовались уважением и народной любовью. Информация о таинственных русских принцах и принцессах передавалась из уст в уста: от их служителей к горожанам. Так, горожанам были известны некоторые черты характера, привычки, особенности поведения русских принцев и принцесс. Никакой заносчивости, высокомерия, озлобленности по отношению к людям низкого происхождения у высокородных узников не было. Наоборот, от них исходила доброта, забота и покровительство. Об узниках слагали красивые легенды, как слагают легенды о тех, кто вызывает интерес, восхищение и уважение.
А в нашей истории сделали все возможное, чтобы стереть память об этих потомках царской династии. А если о них иногда заводят речь, то непременно выставляют их полоумными и никчемными созданиями, которые совсем не годны для правления и не достойны российской короны. И вот уже более двух веков придворные историки и беллетристы внушают нам, что по-настоящему достойны этой короны узурпаторши, получившие ее в бесчестном поединке.
Так угасла эта ветвь рода Романовых. Угасла не по своей воле, не по Божьей, а по воле другой ветви этого же рода.
Продолжение читайте здесь:
Начало здесь: