Бернар Бордери прославился как режиссер фильмов плаща и шпаги. Кто не знает его пенталогии про Анжелику? Но чуть раньше он снял ленту "Три мушкетера", которая считается одной из лучших экранизаций этого романа. Вероятно, Бордери искренне любил своих героев, в его картинах персонажи выглядят людьми, а не восковыми куклами. Несмотря на то, что у этого режиссера постоянно снимались потрясающие красавцы и красавицы, зритель видел не только приятные лица, он видел характер.
Первое, на что все обратили внимание, это прекраснейшая миледи. Это тот самый случай, когда лучше снять невозможно: прелестная молодая блондинка-аристократка, опасная, как ядовитая змея. Милен Демонжо с боем выбила эту роль, потому что с детства мечтала сыграть ее. Она согласилась на мизерный гонорар, лишь бы стать этой героиней.
Кстати, обратите внимание на то, насколько хорошо подобраны актеры и продуманы костюмы. Миледи де Винтер - это дама (холеное лицо, дорогая одежда, драгоценности, сложная прическа), Констанция - (П. Прадье) - мещанка (платье нарядное, но без изысков, милое личико простолюдинки). Миледи красива, а Констанция хорошенькая. Belle et jolie. Кстати, другие персонажи тоже в эту канву укладываются, что прекрасно. Все-таки типаж многое значит. Алферова красивая женщина и хорошая актриса, но какая из нее Констанция Бонасье? Симонова, которую сначала прочили на эту роль, была бы куда уместнее.
Не менее хороши и четыре главных героя фильма, то есть, д`Артаньян (Ж. Барре), Атос Ж. Декриер), Портос (Б. Воринже) и Арамис (Ж. Тожа). Бордери сумел подчеркнуть их индивидуальные черты, не сделав их смешными. Портос не толстяк, он просто крупный мужчина, Арамис - не жеманный слабак, он изящный, но сильный. Атос - молодой мужчина, а не господин в возрасте, как любят снимать. Напомню, в романе ему около 30, даже для XVII века это далеко не старость. Правда, к д`Артаньяну претензии у меня есть. В книге это 18-летний щенок, только-только вступающий во взрослую жизнь, задиристый и голосистый. Жерар Барре - просто идеал латинского любовника, но ему на момент съемки было под 30, это уже сложившийся взрослый мужчина. Кстати, остальным "мушкетерам" было примерно столько же, актеры - практически ровесники. Но если Жорж Декриер выглядит чуть старше остальной троицы, то о Барре не скажешь, что он хоть на пару лет младше своих товарищей. В общем, д`Артаньян прекрасен, но это несколько не тот образ, что был у Дюма.
А вот насчет Констанции Бонасье (П. Прадье) можно сказать, что она, напротив, младше, чем должна быть. В книге ей примерно 25-26 лет и Дюма показывает нам связь неопытного юнца с взрослой замужней женщиной. В фильме... В фильме гасконец и парижанка составляют красивую пару, но это явно не то, что имел в виду писатель. Эх, вот теперь вы подумали, что я фильм ругаю? Нет, я только отмечаю мелкие несоответствия. Просто фильм настолько хорош, что вот еще чуть-чуть и был бы шедевр. Но немного не дотянули.
Продолжаем смотреть на персонажей. Анну Австрийскую сыграла Франсуаза Кристоф, специализирующаяся на ролях аристократок. За свою длинную кинокарьеру она была и русской княгиней Данилофф (Даниловой?), и леди МакРэшли, и королевой Марией Тюдор, и королевой Алисой (не знаю, что за монархиня такая, фильм про Эрика викинга не смотрела). Ибо выглядела Франсуаза воистину по-царски: гордая посадка головы, взгляд немного свысока (170 см - это средний рост мужчины-француза в ту пору, а тут - дама), глаза с поволокой.
Главного злодея (Ришелье, безусловно, злой гений мушкетеров, но не злодей, он о благе Франции печется), графа де Рошфора, сыграл Ги Делорм, который успешно совмещал карьеру актера второго плана, обычно антагониста ГГ (10 раз в кино и на телевидении противостоял он героям Жана Маре, игравшего положительные роли) и каскадера. Именно благодаря ему многие бои в фильме выглядят очень аутентично. Ну и обаяние актера тоже никак нельзя сбросить со счетов.
Фильм получился на редкость удачным. Яркие персонажи, хороший сценарий (экранизация не совсем точная, но простим), неплохая режиссура, съемки в Париже и во французской провинции, богатые костюмы. Кстати, видимо, бюджет его не был огромным, но кинематографисты отлично справились. Во многих интерьерных сценах видно, что стены просто задрапированы материей и украшены картинами не очень хорошего качества. Но эти драпировки создавали иллюзию достатка, а на картины зрители особого внимания не обращали.
Однозначно рекомендую к просмотру.
P.S. Милен Демонжо наполовину русская, ее мать Клавдия Ивановна Трубникова уехала из России после революции. А старший единоутробный брат ее Леонид Ивантов и вовсе русский по крови, уже без половинок, он родился в Харбине в 1923 году. Кстати, я сначала не могла понять, что сподвигло известную актрису Демонжо сыграть небольшую роль в фильме Марка Сименона "Отпуск в чистилище". Оказалось, все просто: с 1969 по 1999 она была его женой.