Найти тему
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКО\ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

Наталья Калинина (медицинский психолог, педагог-психолог, судебный эксперт)
Наталья Калинина (медицинский психолог, педагог-психолог, судебный эксперт)

Тема относится к разряду часто обсуждаемых, но ее актуальность от этого не снижается. В научной психологии существует большое количество определений таких понятий, как агрессия, агрессивность.

ВИДЫ АГРЕССИИ

Выделяют физическую агрессию, вербальную (словесную), косвенную (опосредованную), негативизм, обида, склонность к раздражению, подозрительность, угрызения совести, чувство вины.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ

Обычно говорят о том, что агрессия детей и подростков есть пример поведения родителей или ближайшего окружения ребенка; также, называют влияние интернет пространства (современные мультфильмы, игры, фильмы); включают влияние дошкольного образовательного учреждения (ДОУ); сюда же относят индивидуально-личностные особенности ребенка – тип темперамента, психотип формирующейся личности. Следует отметить, что каждый случай индивидуален.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПРОЯВЛЯЮЩИХ АГРЕССИЮ

- большую часть ситуаций определяют для себя как угрожающие;

- невероятно чувствительны при негативном отношении к себе («я чувствую, что этот человек плохо относится ко мне»);

- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны других людей;

- не определяют свое поведение как агрессию;

- всегда обвиняют других людей в провокации агрессии;

- после проявления агрессии (нападение, порча имущества и др.) не испытывают чувства вины;

- отказываются брать на себя ответственность за проявление агрессии;

- имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;

- обладают слабой эмпатией;

- слабый уровень самоконтроля над своими эмоциями;

- слабо осознают переживаемые чувства и эмоции;

- легко приходят к состоянию гнева;

- боятся непредсказуемости в поведении других людей;

- характеризуются недостаточным уровнем развития видов внимания и памяти;

- склонны к эмоциональному «застреванию» в различных ситуациях;

- обладают слабой способностью к прогнозированию дальнейшего развития событий;

- через проявление агрессии проживают чувство собственного достоинства (текст подсмотрен у Т.П. Смирновой, 2007).

КАК СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ РЕБЕНКА/ПОДРОСТКА?

Самостоятельное (в условиях семьи) решение проблемы достаточно сложно реализуемо. Все-таки следует пройти психологическую диагностику для выявления причины возникающих актов агрессии ребенка/подростка. В данном случае необходимо отделить (дифференцировать) психологические причины от присутствия медицинской основы (нервно-психическая сфера).

Однако, в качестве возможных вариантов применимо:

- уделяем внимание каждому известному вам акту агрессии со стороны ребенка;

- помогаем ребенку анализировать произошедшую ситуацию;

- мотивируем его на поиск других способов решения проблемы (кроме агрессии);

- ограничиваем ребенка/подростка в его правах на что-либо (сокращаем время нахождения в инете и др.);

- предлагаем извиниться перед человеком, на которого была направлена агрессия (самостоятельно исправить ошибки своего поведения).

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.

Прием oflain (личный) проводится в городах Москва и Челябинск onlain (инет ресурсы) без территориальных ограничений

Предварительная запись на консультацию в сообщении

WhatsApp или по телефону 8 (919) 128-31-61