В эпоху освоения космоса между США и СССР шла жесткая борьба за лидерство в данной области. В 50-ых годах президент Эйзенхауэр успокаивал американский народ, что СССР отсталая страна и ее нечего бояться. Тем более, что Соединенные штаты превосходили Советы как по количеству ядерных бомб, так и по способу их доставки.
На тот момент в Советском Союзе не было стратегической авиации, способной доставлять ядерный заряд. Поэтому, когда 4 Октября 1957 года над головами американцев раздался «бип, бип» первого советского спутника Земли, истерия была невообразимая. Простенький шарик с четырьмя антеннами и двумя передатчиками облетел вокруг земли 1440 раз и так напугал руководство США, что свою программу по запуску спутника они перенесли на более ранний срок. Результатом переноса даты стал взрыв ракетоносителя вместе со спутником Vanguard– так назывался американский спутник.
Здесь следует отметить, что изначально СССР планировал запустить огромный спутник с множеством исследовательской аппаратурой. Главный конструктор Королев был хорошо осведомлен о разработках противоборствующей стороны и прекрасно понимал, что его страна может упустить лидерство по запуску спутника. Поэтому было предложено создать что-то простенькое и запустить в космос. Утереть нос американцам очень понравилось в ЦК и проект был одобрен.
Через год штаты все-таки запустили свой спутник. Но такого эффекта, как шарик, издающий в эфире странное «бип-бип», он уже на мировое сообщество не произвел.
Следующим прорывом в советском космосе стал полет первого человека. Этим первым стал Юрий Гагарин. Это был действительно важный прорыв советской космонавтики. Однако не все было так гладко, как хотелось. Во время гагаринского полета, который длился 180 минут, случались как серьезные неприятности, так и не очень. Космический корабль «Восток» проектировали в ускоренном режиме. Поэтому многие недоработки устраняли уже непосредственно перед самим запуском. В частности, взвешивание корабля вместе с Гагариным показало, что вес был больше на несколько килограмм запланированного. Стоял вопрос о замене Юрия Алексеевича на дублера Титова. Но Королев взял ответственность и снял с космического корабля некоторую аппаратуру. Уже в открытом космосе высота апогея была значительно выше расчетной на несколько километров, что было чревато большими неприятностями при возвращении корабля на Землю. Дело в том, что расчетная высота апогея позволяла при отказе двигателя торможения, начать снижение через несколько суток. На это время и был рассчитан рацион космонавта. При реальном апогее снижение началось только через несколько дней, а к тому времени пилот « Востока» был бы уже мертв.
Возвращение на Землю также было нелегким. Во-первых, штатно не отделялись отсеки корабля, и только когда сработали термодатчики, отсеки разъединились. Во-вторых, космический аппарат начал вхождение в плотные слои атмосферы под более крутом углом, чем планировалось. Из-за этого космонавт испытывал перегрузку в 12 g, от которой темнело в глазах. И в-третьих, Юрий Алексеевич Гагарин приземлился далеко от расчетной точки, было утеряно снаряжение в которое входило: надувная лодка, рация и пропитание для космонавта. Несмотря на все эти неприятности, сопровождавшие Юрия Гагарина в космосе, от стал первым человеком на Земле покоривший космос, а Советский Союз лихо утер нос американцам, хотя в дальнейшем он значительно стал отставать от оппонентов. Но все же в стране были прорывные технологии, которые по-своему масштабу опережали время.
Одной из многочисленных технологий было создание ракетного двигателя РД-170. Но этому предшествовал упорный и кропотливый труд советских конструкторов. Так как американцы осуществили полет на Луну, то для Советского Союза экспедиция на спутник Земли стала уже не актуальной.
Более перспективным направлением стало освоение Марса и Венеры. Но для этого требовалось создать мощную ракету, способную преодолевать огромные расстояния и нести полезную нагрузку. С этой целью в начале 60-х годов было создана программа по конструированию ракетных двигателей Н-1 под руководством Королева. Однако выпустить двигатель так и не получилось, все четыре испытания обернулись неудачей, и в 1974 году программу Н-1 закрыли.
Более значимым проектом стала разработка ракетного двигателя РД-170 на основе керосиново-кислородной смеси. Это был действительно грандиозный прорыв в области ракетостроения. РД-170 обладал большей мощностью по сравнению с F1 штатовского производства, но при этом обладал меньшими габаритами. При разработке двигателя были применены новейшие технологии того времени и уникальные изобретения советских конструкторов. Характеристики двигателя были впечатляющие. Его номинальная мощность составляла 20 миллионов лошадиных сил. РД-170 был настолько удачным проектом, что даже сами американцы стали покупать ракетный двигатель у России после распада СССР.
Но уже к концу 60-ых годов эстафета первенства по освоению космического пространства перешла США. Американцы высадились на Луне, создали многоразовый корабль и активно исследовали глубины космоса. Правда, не все было так гладко с программой многоразовых космических кораблей. Череда страшных катастроф постигло NASA. В 1986 году произошла катастрофа на «Челленджер», а в 2003 году на челноке «Колумбия».
И в завершении советской космической эпопеи особо хотелось отметить проект по созданию многоразового аппарата «Буран». В моей памяти отчетливо сохранился момент, когда по новостям сообщили о успешном запуске многоразового космического корабля «Буран». Я искренне тогда верил, что «Красная Армия всех сильней», и что нам в космосе нет равных.
Работа над проектом «Энергия-Буран» началась в 1976 году. Нужно было сконструировать не только космический челнок, но и сверхтяжелый ракетоноситель, способный выводить на орбиту сотни тон полезного груза. Руководителем проекта назначили Валентина Петровича Глушко. Здесь следует отметить, что космический челнок «Буран» планировался использоваться в военных целях в том числе. В 1987 году были завершены работы по созданию тяжелой ракеты «Энергия» и осуществлен ее запуск 15 мая того же года. Так как «Буран» еще к тому времени был не готов, то вместо его ракетоноситель должен был вывести на орбиту Земли орбитальную боевую платформу «Скиф», которая представляла собой лазерную установку для уничтожения космических спутников противника и баллистических ракет. Космический челнок полетел в космос только 15 ноября 1988 года, несколько раз облетел вокруг Земли и успешно приземлился на Байконуре в автоматическом режиме. Это было действительно выдающееся достижение советской космонавтики. Но увы, первый полет «Бурана» стал и последним. Союз «нерушимый» развалился, проект закрыли, а сам космический челнок пострадал из-за обрушения ангара на Байконуре.