Будущий строитель Санкт-Петербурга Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1697 году в Париже. Его отец — Бартоломео Карло Растрелли — был придворным архитектором короля Франции Людовика XIV. В юности герой проводил в мастерской отца много времени, обучаясь у отца и перенимая его опыт. Но задержаться во Франции не получилось. После смерти короля, Карло и его сын, по указанию Петра I был приглашен в Россию. Это предложение и сделало историю нашему молодому архитектору.
Прибыв в Россию в 1716 году, сначала молодой Франческо помогал отцу с заказами российского монарха и знати. Известно, что он принимал участие в итоговых работах по строительству дворцов князя А. Д. Меньшикова. Для получения более углубленных знаний Франческо был отправлен на учёбу в ведущие на тот момент мировые державы: Францию, Италию и Германию. Именно различие архитектуры этих стран впоследствии окажет влияние на создание неповторимого "Растреллиевского стиля".
Первой личной работой Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира. Он получился очень удачным, и слухи о молодом архитекторе расползлись среди высшего света. Потому неудивительно, что в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре. Но всё-таки расцвет его творчества приходился на правление Елизаветы I.
Началась знаменательная эпоха Растрелли со строительства летнего дворца в Санкт-Петербурге для Елизаветы Петровны, но, к сожалению, до наших дней он не сохранился. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 г. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. На пике славы Франческо по требованию императрицы лично возглавлял самые грандиозные постройки Российской империи. Последние творения архитектора — это Смольный дворец и Зимний дворец с Иорданской лестницей.
Как мы знаем, с течением времени все выходит из моды, и барокко не становится исключением. Уже после смерти императрицы Елизаветы спрос на пышный стиль сильно уменьшается. В дальнейшем наш герой пытается проявить себя ещё больше, но мода на новое не давала ему это сделать.
Франческо Бартоломео Растрелли стал создателем своего собственного стиля, который, по мнению искусствоведов, является олицетворением архитектуры елизаветинской эпохи. Он смог воплотить в "застывшей музыке" всю мощь и величие страны, а его постройки стали ознаменованием могущества Российской империи. И именно благодаря этому человеку мы можем наблюдать Петербург таким, какой он сейчас есть.
Telegram-канал - https://t.me/RussianArchitecture
Автор текста - https://t.me/likbez_arhaika
Дизайн - https://t.me/sabrinaesavi