Просматривая фотографии незнакомых экзотических рыб, любой рыболов в душе конечно же хочет побывать в тех местах и поучаствовать в подобной рыбалке. Амурская щука была для меня одной из тех загадочных рыб. Если сильно чего-то хотеть и прилагать к этому определенные усилия, мечта обязательно сбудется. Тем более что билеты зимой на перелет прилично отличаются от летнего уровня. Через восемь часов полета мы с товарищем уже приземляемся в Хабаровске, где нас ждут друзья. Забежали домой переодеться в рыбацкое и в путь. Особенности Хабаровской зимы в том, что несмотря на широту, которая совпадает с Ростовом, близость Охотского моря сказывается на климате. Зима тут наступает гораздо раньше Московской и тем более Ростовской. Снега немного, лед почти восемьдесят сантиметров. А самое главное щука тут стайная, и все опять же от гидрологических особенностей Амура. В отличие от Волги плотин тут нет, объем воды огромный и весенние паводки накрывают все прибрежные поля, протоки, старицы, где вода прогревается быстрее, создавая шикарные условия для нереста щуки. Как и наша щука она нерестится первой, чтобы к моменту выведения из икринок остального малька для личинок зубастой был накрыт шикарный стол. Обращаю ваше внимание, в отличие от матушки Волги, где меньше восьмидесяти видов рыб, в батюшке Амуре их без малого сто сорок. Большинство из них эндемики реки Амур и по совместительству кормовая база местной зубастой красавицы. Поэтому, когда во второй половине лета вода начинает входить в свои берега вся эта ненасытная щучья братия продолжает хищничать хватая все что движется и проплывает рядом.
На летнюю блесну зимой она тоже берет, течение хорошо помогает игре приманки.
Амурская щука выделена в отдельный подвид, так как отличается от нашей щуки Евразии по своему внешнему виду. Амурская красавица на удивление имеет белесый окрас с черными крапинами по корпусу и более мелкую чешую. Каждый рыболов будь он на нашем месте захотел бы поставить в своей таблице трофеев подобную красавицу. Едва прибыли на место и просверлили первые лунки, мой друг Дима поставил первое, что попалос в коробке в виде желтого ратлина и опустил в лунку. Два взмаха, и первая рыба бьется на льду. Хотелось бы отметить, что тут в отличие от наших рыбаков никто не сверлит лед ручными ледобурами или модными у нас мощными шуруповертами на аккумуляторах, а только бензиновыми с диаметром шнека 200-250 мм.
С бензобуром сверлить лед одно удовольствие.
Завел машину, сделал десяток лунок и порядок. А потом перемещайся между ними ищи рыбу. Потому что при морозе – 20, -30, а то и -40 устанешь вручную вертеть толстый лед. Опять же есть своя особенность в тактике ловли. Лунки сверлятся попарно примерно через метр друг от друга и рыбу ловят на две удочки махалки, в правой руке оснащена одной приманкой в левой другой. Так быстрее можно найти именно ту, на которую сегодня хорошо реагирует рыба. Если нашли место стоянки рыбы, на лед ставится туристический стульчик со спинкой и пошла потеха. Я обратил внимание, что стульчики они всегда выбирают легкие, прочные, и обязательно со спинкой, чтобы спина не уставала за любимым занятием. Некоторые любители уюта выбирают кресла с подлокотниками. Эти рыболовы обычно строят защиту от ветра со спины из стенки снежных кирпичей или просто натягивают ковер на стойки из палок, замороженных в лунках. Ничего не попишешь – рыбалка у каждого своя. Стульчик – рыбаку попутчик.
И в спину не дует. Такое встречается пока только на Амуре.
Как потом показали следующие мои поездки, подобным образом, то есть с комфортом зимой хабаровчане ловят местного сига на Амуре, и ленка с хариусом на горных притоках.
Ловля на две удочки здесь обычное явление.
У амурских рыбаков помимо нам известных зимних приманок на щуку в виде цикад, блесен, вибов, балансиров, ратлинов есть своя наработка, которая называется «краб». Это чаще всего кустарным образом вылитая из свинца приманка различного веса. Течение на Амуре не сдерживается плотинами, оно в разы мощнее Волжского или Камского, и чтобы пробить его, нужна приманка более тяжелая, как оказалось, 60 граммов тут не предел. Краб имеет несколько впаянных жалами вверх крючков от трех до шести.
При ловле на краб поводок не нужен.
На хвостовой крюк насаживается силиконовый твистер, чтобы он не крутился на течении, а на боковые, если уже есть первая рыба, по грудному плавнику, вырезанных с плотью или пару полосок рыбных филе. Шевеление этих подвесок и аромат от сочной кровавой дорожки магнетически приманивает хищницу к приманке. Я тоже после поимки нескольких некрупных экземпляров на свои приманки попробовал ловить на краба. Новое это всегда интересное. Игра происходит в виде покачиваний с паузами, но со сменой горизонта. Вначале чувствуешь легкое касание или скорее тычок мордой, как будто приманкой веточку задел. И через пару - тройку секунд хороший удар в руку. А рыба, стоит отметить, попадается на него гораздо крупнее.
Одна из моделей «краба».
Постепенно складывается полноценная картина стратегия ловли местной щуки из пазлов различных фактов. Все эти некрупные, нами пойманные нами щуки, имеют на боках порезы от более крупных собратьев. Значит, пищевая конкуренция нешуточная. Мелочь в виде сеголетков ловится на глубине полтора – два метра, а под этой стаей плавают более крупные особи и набивают этими рыбными сосисками свое ненасытное брюхо.
Первая моя амурская.
Наши некрупные и более легкие приманки в отличие от тяжеловесных крабов не могут заинтересовать крупную особь. Как говорится, акулы блох не ловят. Эти мои догадки подтвердил сидевший неподалеку мужчина, вытащив на лед пятикилограммовую щуку, которую тут же взвесили.
«Краб» тут приманка номер один по щуке.
Новое открытие. Михаил, наш хабаровский друг соорудил подвесной двойник на отводном жестком поводке выше блесны цикады. На двойник водрузил полоску щучьего филе. Основная масса щук подходила может на блеск и игру цикады, но клевала чаще на рыбное филе. Нужно попробовать так половить при случае в наших водах. Потому что подобной практики ловли я не встречал ни на Кольском полуострове, ни в Сибири. Любая рыбалка, это всегда цепочка открытий и накопление золотых песчинок знаний в коллекцию рыбацкой мудрости. И это здорово!
Подвеска на двойнике куска рыбного филе новая тема для наших рыболовов.
Жили мы в зимовье и ежедневно оттуда выезжали на снегоходах в разные локации ловли. Где-то рыба попадалась сразу, где-то приходилось искать места ее стоянки. Мелкую щуку мы отпускали тут же в лунку, интереса она не представляла ни кулинарного, ни спортивного. Когда пришло понимание ловли местной рыбы, захотелось поймать что-то более-менее достойное. Наши местные друзья рассказывали, что щука на десятку и более попадается почти каждый год, правда, не каждому рыбаку. Мы искали свою удачу.
. Намотка свинцовой проволоки за хвостовой тройник предотвращает захлест тройника за шнур даже при резкой игре.
Последний день ловли, вечером банкет прощальный, а в ночь на рейс. Чтобы не просить каждый раз чужого краба, я решил соорудить свою приманку подобного веса, только конструкция будет лично моя. Классический джиг для ловли вертикально не получается, слишком много зацепов крючком за шнур при игре. Тогда я проткнул ушком тройника силиконовый виброхвост около головы снизу в верх, и сверху огрузил его джигголовкой. Поиграл им в лунке, вполне приемлемо, вялые покачивания будут самое то. Если проткнуть посередине, будет пропеллером играть. Все эти манипуляции я озвучил приятелю.
Когда созданная мною конструкция оказалась рабочей, приятно вдвойне.
Мой друг Дима только улыбался на мои изыскания, лови на ратлин как я, и будет тебе счастье, читалось в его глазах. Но через минуту его улыбка исчезла, потому что я почувствовал уверенный удар, и щучка явно за полтора килограмма заворочалась на снегу. И все равно дна я не достал, течение тащило мою приманку куда-то в бездну. Я решил утяжелить приманку, прицепил еще одну джигголовку и лепесток от колебалки в придачу. Щука рыба любопытная, любое шевелящееся «нечто» попробует на укус, узнать съедобно- не съедобно. Дима со смехом схватился за голову. Моя конструкция ушла в ледяную бездну. Делаю несколько взмахов -покачиваний и углубляю горизонт игры. В это время зазвонил телефон, достаю из кармана трубку: - «Где вы ребята?» Отвечаю – «На реке.» «Да вы что, столы накрывают уже в ресторане, а вам еще больше сотни километров добираться до города!» В это время произошла мощная поклевка. Невидимая сила, тянет за руку и сгибает меня к самой лунке. Я лихорадочно пытаюсь выключить пальцем телефон, в результате просто кидаю его в снег. Но едва перехватил шнур второй рукой, он ослаб. Моя конструкция осталась у рыбы в пасти. Уже за столом в ресторане Дима восторженно рассказывал, что если бы лично не видел моё сооружение на крючке и эту поклевку, то не поверил бы, что на это вообще может рыба клевать.
Я лишь сыто и умиротворенно кивал, а в душе уже строил планы. Если получится оказаться еще раз на Амуре зимой, обязательно испытаю мое новое изобретение в деле.
Амурская рыбалка – это особый мир экзотики в уловах.