Сможет ли Казахстан организовать поставку своей нефти в ЕС через российский трубопровод? Куда ещё Астана хочет направить свои углеводороды? Стоит ли опасаться нефтяникам из РФ конкуренции с казахстанскими компаниями?
Хоть Казахстан и не является крупным мировым игроком, он достаточно заметен в региональном масштабе и представляет "среднюю" нефтяную державу по объёму добычи. Об этом сообщает издание "ia-centr.ru".
В прошлом году на фоне геополитической турбулентности и сбоев на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) Астана заявила о планах диверсифицировать поставки нефти. Речь заходила о наращивании объёмов, направляемых в Индию, прокладки трубопроводов по дну Каспия. Последним и наиболее реальным было наладить поставки топлива в Германию. Немцам предложили получать казахстанскую нефть по российскому трубопроводу "Дружба".
ОПТИМИЗМ ОКАЗАЛСЯ ИЗБЫТОЧНЫМ
Надо отметить, что в 2022 году у Казахстана возникли проблемы не только с направлением поставок, а также и с позиционированием своей нефти. Унаследовав нефтяную отрасль от СССР, республика развивала её в общесоюзной логике. В результате казахстанский экспортный сорт остался трудноотличим от российской нефти марки Urals. С одной стороны это усложнило ведение дел в условиях, когда российское топливо столкнулось с ограничениями на европейском, американском и ряде других рынков. С другой стороны у Казахстана появилась возможность предложить нашим европейским бывшим партнёрам свой аналог.
Астана ввела своё обозначение нефти - KEBCO (Казахстанская экспортная смесь сырой нефти). Позже Германия и некоторые другие страны задумались о покупке казахстанской нефти по трубопроводу "Дружба", понимая, что KEBCO по физико-техническим характеристикам абсолютно идентична Urals, которая ещё недавно поставлялась (и до сих пор поставляется) из России. По задумке это должно открыть перед Казахстаном новый рынок и новые логистические возможности.
Правда, на первое время поставки в Германию планируются всего в районе 1,5 млн тонн. И потенциальная возможность увеличения объёмов для Казахстана на этом направлении составляет до 7 млн тонн. Это максимум. Для понимания масштаба: Россия в прошлом году добыла 534 млн тонн, а трубопроводные поставки в Германию из нашей страны составляли порядка 20 млн тонн.
Как бы там ни было, немецкое направление для Казахстана пока выглядит самым привлекательным. На него не требуется каких-либо дополнительных затрат. Уже готовая инфраструктура и крайне заинтересованный покупатель. Немцам их нефть идеально подходит для завода в Шведте (Восточная Германия). В конце прошлого года представитель Министерства по делам экономики и защиты климата ФРГ Сузанне Унград сообщала ТАСС, что немецкие нефтеперерабатывающие заводы в Шведте и Лойне не намерены заказывать на следующий год нефть из России. Они уже подали заявки на сырьё из Казахстана.
В свою очередь, официальный представитель российской «Транснефти» Игорь Дёмин изданию РБК пояснил, что «У нас нет никаких переговоров с казахами или информации о том, что казахи собираются заключать какие-то контракты на поставки. [Глава «Транснефти» Николай] Токарев говорил, что это возможно технически. Но решение по транзиту может принимать только Минэнерго [России]. Те объёмы, которые раньше шли из России в Германию, Казахстан заместить не может». Так что планы наших партнёров на нашу «Дружбу» пока выглядят избыточно оптимистичным.
БОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ МОГУТ СТАТЬ ИНДИЯ И КИТАЙ
В 2022 году казахстанским компаниям предлагали организовать и другие маршруты и направления - от налаживания поставок нефти в больших объёмах в Индию, до прокладки трубопроводов по дну Каспия. Но одно дело, когда вы собираетесь воспользоваться уже имеющейся и притом находящейся полностью в рабочем состоянии инфраструктурой, в расширение и модернизацию которой не нужно инвестировать. Другое дело, если вам нужны деньги на организацию поставок. Вопрос упирается в источники финансирования, которых у Казахстана пока не наблюдается.
Если отбросить финансовый вопрос, крайне интересными и перспективными можно назвать поставки в Индию: банально потому, что она является крупным растущим рынком, причём не только в плане внутреннего потребления, но и в плане переработки. Она закупает значительные объёмы нефти для своих перерабатывающих заводов. На территории Индии расположен самый крупный НПЗ в мире мощностью 70 млн тонн. Для сравнения, крупнейшие российские НПЗ могут перерабатывать 20-22 млн тонн.
Что касается её внутреннего рынка, он несмотря на колоссальное население, пока развит недостаточно. На протяжении последних 10 лет Индию называют "новым Китаем", раз за разом прогнозируя невероятный скачок, перенос из КНР промышленности некитайских предприятий и так далее, однако в действительности там ничего такого пока не наблюдается.
Страна остаётся перевалочным пунктом для нефтепродуктов и выгодным направлением. Возможно, после стабильного повышения автомобилизации населения, газификации, роста уровня жизни - того, о чём можно говорить в измерении следующих десятилетий, - Индия станет ещё более привлекательным рынком.
Сейчас наиболее интересен с точки зрения объёмов импорта Китай. Он покупает порядка 10,5 млн баррелей в сутки - по крайней мере, сейчас он возвращается к этим показателям. Это примерно 10,5 % мирового производства, при этом потребляет он больше (с учётом собственной добычи).
По абсолютным показателям это ещё более интересное направление, тем более что Пекину сейчас в силу геополитических причин возможно придётся усиливать морскую безопасность - снижать долю поставок энергоносителей морем и наращивать роль трубопроводных поставок. В этой связи России, Казахстану, Туркмении перспективно и разумно расширить китайское направление поставок. Так что для постсоветских республик, богатых энергоресурсами, с рынком сбыта в Юго-Восточной Азии проблем не должно быть.
Справка от РБК
Всего по итогам 2021 года Казахстан добыл 85,7 млн тонн нефти, из которых на экспорт ушло 67,6 млн. В России по итогам 2021 года добыча составила 524,05 млн тонн, на экспорт было отправлено 214,4 млн тонн.
Большая часть нефти из Казахстана экспортируется по двум нефтепроводам: Узень — Атырау — Самара и КТК. Последний обеспечивает поставки более двух третей всей экспортной нефти страны, а также перекачивает сырье с российских месторождений, в том числе на Каспии.