Найти тему

При виде этих автобусов многие начинают потеть и становится тяжело дышать: 3 очень неудобных автобуса времен СССР

СССР во многом был впереди планеты всей, и что-то из этого было сказками, а что-то – самой что ни на есть очевидной реальностью. Например, он был самым необъятным государством мира. Поэтому дорог в нем было множество – а вот асфальтовое покрытие успевали сделать только для самых важных из них.

Пути, которым асфальта пока не досталось, в межсезонье превращались в труднопроходимую грязевую трясину.

Однако перевозить по ним людей каким-то образом было нужно – дачникам нужно было выбираться в пригороды по пятницам и возвращаться по воскресеньям, доярки спешили в коровники, колхозники – в поля, жители одной деревни – в гости к другой. Требовались автобусы, которые могли бы их всех перевозить и никакой грязи не бояться. И когда партия сказала конструкторам «надо!» - те ответили «лады, сейчас что-нибудь придумаем».

И не подвели – на грунтовках страны появились специальные пассажирские модели, которые потрясали своей неубиваемостью и способностью преодолевать дорожные препятствия в любую погоду любого сезона года.

У всех у них был только один серьезный минус – они практически никак не заботились о комфорте пассажиров. Те, кто еще застал времена Союза, вспоминают этот транспорт с содроганием и легкой паникой во взгляде. Что же такого жуткого было в этих машинах?

Хали-гали

Первая потребность, которую должен был закрыть новый пассажирский транспорт – это короткие пригородные и междеревенские маршруты. Как раз под эту задачу был создан ПАЗ-672, ставший на конвейер в 1968-м году и весело скакавший по дорогам страны. Причем это – совсем не поэтическое сравнение: ходовую часть для машины взяли от грузовых ГАЗов – 52-го и 53-го, так что тряска была обеспечена даже на самой гладкой дороге.

-2

За эту особенность автобус окрестили «Попрыгунчиком» - и злые языки поговаривали, что знаменитые американские горки придумал невезучий житель США, волею своей горькой судьбы прокатившийся на ПАЗ-672 и наскакавшийся по советским дорогам на всю оставшуюся жизнь.

Тем, кто на нем путешествовал, этот автобус дарил еще пару бонусов. На пике летней жары из-за верхних окошек салон прогревался не хуже печки, и до места назначения пассажиры доезжали хорошо пропеченными пирожками. А в зимние морозы скверная пригонка ширмовых дверей обеспечивала тотальное продувание, замораживая тех, кто не успел окоченеть на улице. Но выбора не было – именно эти машины обеспечивали 80% коротких перевозок страны.

При всех своих минусах «пазики» оказались вместительными, проворными и невероятно неприхотливыми. Они использовались даже зимой в Якутии и в изобилии приобретались азиатскими и африканскими странами для слякотных джунглей – потому что сносно работали без хорошего обслуживания в самых адских климатических условиях.

Культурная жесть

Красавец «Кубань Г1» начал выпускаться советским автопромом в 1967-м году, и современному человеку он больше напоминает машину спецназа, чем общественный транспорт. Доля правды в этом есть – базой здесь стало шасси сначала от грузовика ГАЗ-52, а в более поздних версиях - от ГАЗ-53, в комплект входил неплохой движок на 75-120 лошадиных сил в зависимости от модификации, и в целом техника была нетребовательной к условиям эксплуатации и весьма ремонтопригодной.

-3

Но по иронии судьбы эту жестяную крепость особенно ценили представители социалистического минкульта и агитации для работы с отдаленными деревнями – и он часто использовался как передвижная библиотека, музей на колесах и лекционный зал на выезде.

Подвох этого использования был в том, что оказаться в волнующем мире культуры и книг сельский интеллигент мог только вскарапкавшись на 50-сантиметровую первую ступеньку и протиснувшись через узкий вход, а в зимнее время отопление оставляло желать намного лучшего. Поэтому для описания этого чуда техники селяне не жалели самых культурных слов, на которые только были способны. И немного даль, что из всего этого богатейшего словаря до наших дней дошло только его ласковое название – «бурбухайка».

Ветер Челябинска

В создании автобуса КаВЗ-685, ставшего повсеместным в позднем СССР, сегодня часто подозревают суровых челябинских мужиков. И для этого есть все основания: на базу грузового ГАЗ-53 конструкторы Курганского автозавода поставили цельнометаллический кузов, а под капот спрятали движок ЗМЗ на 120 лошадок – охочий до топлива, зато способный разогнать машину до впечатляющих в те времена 90 км/ч. Но болтало и подбрасывало при этом нещадно, особенно на задних сидениях. Если вам всегда хотелось почувствовать себя дровами – то поездка на КаВЗ-685 становилась идеальным способом реализовать свою мечту на всю катушку.

-4

Не жалея светлые советские головы, разработчики сделали низкий потолок салона, так что рослый человек теперь не мог проехать на нем, не натерев «чайник» о крышу, а для входа и выхода требовалось преодолеть первую ступеньку, поднятую на полметра от земли, что особенно радовало всех советских бабушек.

При внешней компактности автобус предлагал 21 пассажирское место и сколько поместится стоячих, благо двери были без автоматики, так что транспортные проблемы села решал на раз. Ни один водитель от такой давки при этом ничуть не пострадал – потому что его место было благоразумно отделено от всех перегородкой.

Лютая суровость и безразмерная вместительность КаВЗ-685 очень нравилась функционерам советских ведомств, так что он стал транспортной визиткой вахтовиков, нефтедобытчиков и шахтеров всей страны советов.

Приятно, что сегодня все досадные ошибки советских автобусных конструкторов разработчики общественного транспорта учли, и при виде современных моделей внутри уже не появляется плохого предчувствия. Однако и в наше время встречается транспорт, заставляющий вздрагивать сердца и туши. И если вам знакомы эти ощущения – немедленно ставьте лайк солидарности и подписывайтесь на наш канал! И обязательно расскажите нам, какие автобусы оставили самый большой след в вашей жизни – и почему.

Не забывайте подписаться на канал, впереди еще много интересных статей.