В связи с событиями в Турции и Сирии многие религиозные деятели стали объяснять случившееся через призму собственных религиозно-мифических воззрений. В этой статье рассмотрим тему о том, как библейские авторы понимали землетрясения и в чем их версии отличаются от научного объяснения сейсмической активности.
Религиозное объяснение землетрясений
Древние цивилизации разработали религиозные обоснования землетрясений и связанных с ними разрушений. Для объяснения вопросов о землетрясениях, на которые невозможно было дать научный ответ в то время, прибегали к помощи сверхъестественных сил. Затем подобные катаклизмы стали объяснять божественным проявлениям и гневом самого милостивого, сострадательного и милосердного Бога, а также способом проверки вины или невиновности людей на Земле. Общая мысль заключалась в том, что бедствие - это божье назидание и, следовательно, предполагает скрытое обращение к человечеству, которое со временем проявляется в виде прощения.
Культурное представление о том, что такие события являются "актом судьбы", могло психологически помогать восстановлению выживших, однако оно замедляло поисково-спасательные, восстановительные и модернизационные работы и усилия по минимизации риска землетрясений. Наука и технология сейсмостойкого строительства в промышленно развитых странах свели к минимуму воздействие землетрясений на общество. Тем не менее, в развивающихся странах люди подвергаются огромному риску в результате землетрясений средней и большой силы.
Землетрясения в Ветхом Завете
В ветхозаветных книгах землетрясение рассматривается как проявление божественной решимости и благоговения. Землетрясения, молнии, громы и бури - это оружие яростного Яхве. Более того, некоторые писатели, находящиеся под влиянием религиозных взглядов, замечают, что необычные природные явления - затмение, комета или землетрясение - происходят перед печальными или катастрофическими событиями, такими как смерть видного политического, религиозного или национального лидера, восстание, военные действия и т.д. Они верят, что такие бедствия были предсказаны природными чудесами.
Авторы Ветхого Завета считали, что землетрясениями руководит сам бог Яхве: они являются одной из форм управления миром. Следовательно, землетрясения рассматриваются как божественное наказание за грехи. В доказательство этого ниже приведены библейские стихи, в которых говорится о землетрясениях:
1. Гора Синай была застлана дымом, потому что Господь сошел на нее в огне. От нее поднимался дым, словно из печи. Вся гора сильно дрожала... (Исход 19:18);
2. Но если Господь сотворит небывалое, если под ними разверзнется земля и поглотит их со всем их добром, и они живыми сойдут в мир мертвых, то вы поймете, что эти люди презирали Господа. (Числа 16:30);
3. Тогда ужас охватил все филистимское войско — тех, кто в лагере, и тех, кто в поле, тех, кто на заставах, и тех, кто в отрядах для набегов, — и содрогнулась земля. Этот ужас был послан Богом. (1 Царств 14:15);
4. Задрожала земля, сотряслась, пошатнулись основания небес, задрожали, потому что разгневался Он. (2 Царств 22:8);
5. Боже, когда Ты шел пред Своим народом и шествовал по пустыне, земля сотрясалась, даже небеса таяли перед Богом, явившемся на Синае, — перед Богом, Богом Израиля. (Псалтирь 67:8-9);
6. Земля рушится, земля раскалывается, земля сильно дрожит... В тот день Господь накажет воинство небесное на небесах и царей земных на земле. (Исаия 24:19,21);
7. Когда Он разгневан, дрожит земля, и народы не в силах вынести Его ярость. (Иеремия 10:10);
8. В ревности и пылающем гневе Своем Я возвещаю: в это время в земле Израиля произойдет страшное землетрясение. (Иезекииль 38:19);
Это лишь часть ветхозаветных стихов, где присутствие, гнев и наказания Бога сопровождаются землетрясениями. Данный мотив пронизывает весь Танах (Ветхий Завет). Важно, что катаклизм применяется как наказание людей за их грехи, а не как независимая от людей сейсмическая активность, происходившая миллиарды лет до появления людей. Землетрясения в Библии зависят от поступков людей и их отношений с Богом.
Землетрясения в Новом Завете
В Новом Завете землетрясения упоминаются в контексте Судного дня, возможно, этот мотив взят из зороастризма (затем он отразился в исламе), где землетрясения являются провозвестниками конца времен. Также землетрясения сопровождают присутствие и волю Бога:
Потому что народ поднимется на народ и царство на царство, в разных местах будет голод и землетрясения. (Матфей 24:7, Марк 13:8, Лука 21:11);
Иисус снова громко закричал и испустил дух. И тут завеса храма разорвалась надвое сверху донизу. Затряслась земля, и раскололись скалы. (Матфей 27:50-51);
Вдруг произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господа спустился с неба, подошел к гробнице и отвалил камень. (Матфей 28:2);
Внезапно произошло такое сильное землетрясение, что поколебались основания темницы. (Деяния 16:26);
Тогда Его голос потрясал землю, но сейчас Он обещает: «Я еще раз сотрясу землю, и не только землю, но и небеса». (Евреям 12:26)
Для древних евреев было нормально объяснять землетрясения действиями Бога, тем более, что сейсмическая активность присуща территориям Израиля и Иудеи. Бог будто "напоминал" о себе таким образом, укрепляя веру евреев в его "могущество".
Благо, сегодня мы понимаем настоящие причины землетрясений. Ученые могут их даже предсказывать благодаря современным технологиям. Весьма странно видеть, что многие люди до сих пор прибегают к сверхъестественным объяснениям происходящего, с другой стороны, это интересное поле для исследования причин такого поведения.
Литература: Manuel Berberian. Earthquakes and Religious Thoughts. 2014.
Друзья, поддержите публикацию лайком, репостом и комментарием. Также я собираю необходимую сумму для ежемесячного развития канала на платформе бусти, где по подписке доступен эксклюзивный контент.