Найти тему
Картины рассказывают...

Данте Габриэль Россетти. И живопись сливается с поэзией

Творческое наследие Данте Габриэля Россетти, английского художника, одного из основателей Братства прерафаэлитов, состоит не только из живописных работ, но и стихов. Поэзия и живопись - они неразделимы у Россетти.

Что первично? Сначала стихи, потом картины? Или наоборот? Это также неразрешимо, как и вопрос, простите за банальность, о курице и яйце. Они едины, этим все сказано.

Посмотрите на картину1866—1870 Данте Габриэля Россетти "Сивилла Палмифера".

Данте Габриэль Россетти. Сивилла Палмифера, 1866—1870
Данте Габриэль Россетти. Сивилла Палмифера, 1866—1870

И прочитайте стихотворение Данте Габриэля Россетти с таким же названием:

Под аркой Жизни, где Любовь и Страх,
Где Смерть и Тайна бодрствуют в дозоре,
Там, на престоле, в царственном уборе
И с пальмовою ветвию в руках
Узрел я Красоту: в ее глазах
Мне просияли небеса и море —
Тем светом, что влечет нас в женском взоре
И, как рабов, пред ним бросает в прах.
Вот образ Красоты благословенной,
Той, что я звал своею Госпожой, —
Хоть знал лишь по внезапным перебивам
В груди, по ускользающим извивам
Одежд, — за кем стремился всей душой,
Кого искал на всех путях вселенной!
(перевод Г. Кружкова)

Картина и сонет в паре были впервые опубликованы Алджерноном Чарльзом Суинбёрном в 1868 году. И в таком виде вошли в сборник Россетти "Сонеты для картин".

Давайте внимательнее рассмотрим картину. Называется она "Сивилла Палмифера".

Сивиллами в античной культуре назывались пророчицы, предрекавшие будущее. "Палмифера" означает "несущая пальму".

На картине Россетти пророчица держит в руках пальмовую ветвь. Но откуда в иконографии сивилл появилась пальма? Существует мнение, что предсказания сивилл записывались на пальмовых листьях. Именно так были написаны девять так называемых "Сивиллиных книг", как считается, из предсказаний кумской сивиллы.

Сам же Россетти писал о своей Сивилле: "имя Пальмифера (хранительница пальмы) я дал этой даме, чтобы обозначить ведущее место, которое я предлагаю ей занять среди моих красавиц, и изобразил ее с чем-то вроде пальмового скипетра".

Художник как бы писал "королеву красоты". Но вместе с тем он сделал её аллегоричной. Известно, что прерафаэлиты любили наполнять свои картины символами. И эту картину Россетти буквально переполнил символами. Как отмечают исследователи, порой неоправданными.

Некоторые легко прочитать даже нам, не слишком знакомыми с символическим языком прерафаэлитов.

В нише за спиной сивиллы Купидон с завязанными глазами.

Сразу понятно, что он символизирует слепоту любви.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Над ним венок из роз, означающих символ любви.

С другой стороны, симметрично ему, череп, как символ смерти, напоминание о том, что ничто не вечно в этом мире.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Впрочем, как и дополняющие его маки.

Рядом с сивиллой жертвенник с пламенем, как символ очищения.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Которое необходимо для воспарения души и её бессмертие, которую олицетворяют порхающие бабочки.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В нише за спиной сивиллы можно разглядеть сфинкса, символа тайн и загадок.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Хотелось бы отметить и интересное цветовое решение, которое выбрал Россетти для картины: красный, зеленый, золотой. Это несомненная отсылка к венецианской школе живописи. Художник отдает дань уважения Тициану, предпочитавшему такие цвета.

И, наконец, о модели, изображающей сивиллу. Это Алекса Уайлдинг, из любимых натурщиц Россетти. Но, в отличие от других его моделей, она так и не стала его любовницей.

Ассистент Россетти так говорил о ней, что она была "…без какого-либо разнообразия выражений лица. Она сидела как Сфинкс, ожидающий вопроса, и всегда с неопределенным на него ответом… Но за её внешне безмятежной наружностью скрывается глубокий колодец чувств".

И это видно на картине "Сивилла Палмифера".