Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Зачем некоторым странам авианосцы и что с ними потом делать?

Зачастую создаётся впечатление, что их приобретают по принципу "а щоб було".

Взять хотя бы Бразилию. Страна не имеет заморских владений, которые можно было бы с помощью авианосцев защищать или спорных территорий вроде Мальвинских островов, которые с их помощью можно было бы отнять. Казалось бы, во время вооружённого конфликта из-за них Аргентины с Великобританией, кому, как не аргентинскому «Вейнтиси́нко де Ма́йо» следовало оказать помощь своим войскам, захватившим острова. И он даже приблизился к британской эскадре на 180 миль, но тут вражеской подлодкой был потоплен аргентинский крейсер "Генерал Бельграно" и, не надеясь на эскорт из двух эсминцев, авианосец быстренько убрался на базу. Впоследствии его самолёты летали к Мальвинам с береговых баз на предельную дистанцию с понятным результатом.

Аргентинский «Вейнтиси́нко де Ма́йо»
Аргентинский «Вейнтиси́нко де Ма́йо»

Конечно, аргентинцы не сами его построили. В 1945 году он вошёл в состав британского флота, но в 1947-ом был продан Нидерландам и только в 1967 после капитального ремонта оказался в Аргентине. Его не раз модернизировали, но в 1986 году из-за технических неполадок вывели из боевого состава и до 1999 на следующий капитальный ремонт денег так и не наскребли. Поэтому продали в Индию на металлолом.

Но вернёмся к Бразилии. Первым её авианосцем стал "Минас-Жерайс", бывший британский «Вендженс» постройки 1945 года, послуживший также в ВМФ Австралии. В 1957-60 году его подшаманили на голландской верфи, установив новое вооружение, паровую катапульту, угловую полётную палубу, новую надстройку и американское электронное оборудование. Он был продан бразильцам за 9 млн. долларов и стал флагманским кораблём бразильских ВМС. В основном использовался как противолодочный авианосец.

-2

В 1987 году на нём сломалась катапульта и стал он вертолётоносцем. Конечно, в течение службы проводились различные модернизации. А тут на счастье, аргентинцам стало понятно, что свой «Вейнтиси́нко де Ма́йо» они до ума так и не доведут, и они продали комплектующие с его катапульты бразильцам для Минас-Жерайса", сканнибалили, так сказать. В 1995-96 годах бразильская катапульта вошла в строй, но использовали её крайне редко. И лишь в январе 2001 года впервые были осуществлены взлёт и посадка реактивных "Скайхоков". Через месяц полёты были прекращены, а в сентябре авианосец вывели из состава флота.

Ну, и что с ним делать? Тут подсуетились китайцы и купили его за 2 млн. долларов с целью устроить развлекательный центр близ Шанхая. Но что-то у них не срослось и его перепродали индусам. В это время британская общественность подняла шум, что надо бы его выкупить и превратить в музей, но ни у общественности, ни у британского правительства денег не нашлось и его таки порезали на металлолом в индийском Аланге в 2004-5 году.

Жаль, за пару лет до этого я ушёл с буксира, таскавшего из Бразилии суда на разделку в этот самый Аланг. Может, и довелось бы поучаствовать. А вот дам в конце ссылку на статьи с описаниями, как это происходит.

Однако бразильцам без авианосца было никак, и взамен они купили у французов "Фош". Вот он ещё под французским флагом:

-3

Вошёл в состав французского флота в 15 июля 1963 года. Корабль вполне приличный - водоизмещение стандартное 32 800 тонн, длина 265 метров, ширина полётной палубы 51,2 метра, несёт до 40 летательных аппаратов.

Участвовал, кстати в агрессии против Сербии в 1999 году. Ещё ранее отметился в конфликтах в Ливане и Джибути.

На следующий год его купили бразильцы за 12,5 млн. долларов и назвали "Сан-Паулу".

-4

Корабль неоднократно проходил различные модернизации. В последний раз «Сан-Паулу» проходил капитальный ремонт после серьёзного пожара с человеческими жертвами, случившегося на его борту в 2005 году. В течение нескольких лет ремонта (завершен в 2009 году) восстановлению и обновлению подверглись все без исключения системы корабля, включая БИУС, а также системы вооружения и жизнеобеспечения, основные и вспомогательные силовые установки, палубный авиатехнический комплекс и авиатехника.

-5
-6

Последний раз выходил в море в 2012 году, суммарно за 12 лет проведя в море всего 206 дней. Под бразильским флагом авианосцем было пройдено 54024,6 миль и произведено 566 катапультных стартов самолетов.

Несмотря на все усилия поддерживать его боеготовность, полностью этого добиться не удалось, в том же 2012 году произошёл ещё один серьёзный пожар и в итоге в 2014 году он был поставлен на средний ремонт и модернизацию в Рио-де-Жанейро с намерениями завершения работ в 2019 году и с оптимистичными сроками продления его службы до 2039 года. Ничего из этого не вышло и в феврале 2017 года он был выведен из состава флота.

Опять встаёт вопрос - что с ним теперь делать?

2 марта 2021 года министерство обороны Бразилии продало его за 586 тыс. долларов (по другим сведениям - за 1,9 млн.) турецкой фирме Sok Denizcilik ve Tic. на слом. В августе 2022 года турецкая компания начала буксировку корабля из Рио-де-Жанейро в Турцию (в Алиага недалеко от Измира) для разборки.

-7
-8

Однако вскоре, ввиду обнаружения в корпусных конструкциях значительного количества асбеста, в то время как 55 тонн уже были удалены во время ремонта в начале 1990-х годов) турецкие власти запретили его разборку на турецкой территории, когда он уже был в Средиземном море.

Бывал я и в этой Алиаге. Место достаточно удалённое от жилых районов. Впрочем, рассмотрим-ка мы проблему с этим асбестом в отдельной, следующей статье.

И потащили "Сан-Паулу" обратно к берегам Бразилии, где вне территориальных вод он дрейфовал на привязи у буксира в течение трёх месяцев. В декабре 2022 года право собственности на бывший корабль перешло к турецкой судоходной компании MSK Maritime Services & Trading, которая осуществляла буксировку авианосца из Бразилии в Европу и обратно в Бразилию.

После череды судебных разбирательств корабль был в итоге 20 января 2023 года признан собственностью ВМС Бразилии. К этому времени было установлено, что в корпус происходит поступление больших количеств воды и вскоре он утонет сам по себе, и там, где этого бы не хотелось. 1 февраля текущего года было объявлено об окончательном решении его затопить в районе с глубинами до 5 километров на расстоянии 350 км от берега. Что и произошло 3 февраля. Вослед этому событию Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов поставил под сомнение безопасность затопления такого корабля для местных экосистем, поскольку в его конструкции содержится значительное количество загрязняющих веществ, включая асбест, хлорфторуглероды, частицы микропластика и тяжелые металлы.

Но как говорится, поздно пить Боржоми...

*****

Ну, и вот несколько статей об этих буксировках:

..................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь