Тема школы никак не отпускает, тем более сама жизнь подкидывает новые сюжеты для статей. Не успела я написать, про интеграционный класс, как дочку перевели на 2 дня в неделю в немецкий класс. И у неё в расписании появился предмет “Биология”, а вместе с ним и учебник.
Сразу лирическое отступление - сейчас мой ребёнок является второгодником. (Мои родители, родители мужа, бабушки и дедушки в этом месте хватаются за сердце, ведь в нашей семье за несколько поколений это первый официально задокументированный случай). Мы же, более прогрессивные (или безалаберные), и в этом проблемы не видим. Так же как и немецкая система образование. Быть второгодником здесь не приговор и не “диагноз”. Никто не посмеет повесить ярлык “неуча”, “отсталого”. Повторное прохождение программы здесь может быть связано с болезнью ребёнка, с сильным потрясением, например, из-за развода родителей (для детей это всегда стресс, даже если всё происходит очень мягко), или как у нас - из-за переезда. Здесь - это шанс стать лучше. И матери (бывшей училке) это очень откликается.
Здравствуй, 5ый класс! Биология. Мне очень интересно посмотреть на этот учебник ещё и потому, что именно эту дисциплину я сдавала при поступлении в вуз. И свои российские учебники, помню буквально наизусть - текст, таблицы, рисунки. При переезде в Германию эти талмуды мы тащили с собой, чтобы в случае чего, дети могли изучать материал на родном языке, не штудируя интернет. Электронные по программе Школа России - не предлагать. Большего информационного мусора сложно найти.
Так что сравнительный анализ учебников биологии для немецкой гимназии и олдскульных конца 90-х можно считать открытым:
- Нас учили один раз и на всю жизнь - курс ботаники, зоологии, анатомии, генетики. Здесь в одном учебнике они проходят и часть зоологии (репродуктивную систему, опорно-двигательный аппарат), ботанику (только отдел цветковых и культурных сельскохозяйственных растений), анатомию (дыхание, кровообращение, пищеварение, органы чувств, опорно-двигательный аппарат). И отдельно - репродуктивную систему человека. Я помню, как страдали мы в 7ом классе на уроках ботаники, силясь запомнить, чем одни растения отличаются от других. А типы и классы животных в 8-ом? Интереснее становилось в 9-ом. Но самое “интересное” не проходили, а давали параграфы на самостоятельное изучение. А потом 10-11 с его генетикой. И готовясь к поступлению, ты для себя буквально открываешь Америку из ботаники и зоологии, только тогда все файлы встают в единую смысловую цепочку.
- Очень яркие учебники с минимальным количеством информации. Я не считаю это минусом, если они регулярно из года в год возвращаются в эти темы. И по возрасту такое количество информации является более чем достаточной. Не запоминает пятиклассник больше, файлы стираются на подлёте к отделам головного мозга. Насаживать на эти “следы знаний” в последующем новые фактологические кольца, гораздо проще. Я пишу это, как человек, который за год поднимал все гигабайты материала в памяти. И это при условии, что биология была любимым предметом и на ней не халявила, и занималась дополнительно в кружке.
- Много практических работ после каждого блока. В моей памяти из уроков биологии сохранился только просмотр кожицы лука в микроскоп и опыт с картофелем и йодом в 10-ом классе. Ещё помню макеты и препараты. И нас водили каждый год на выставку о вреде курения и алкоголизма, где можно было посмотреть мозг, сердце, печень и лёгкие в формалине. В немецком учебнике и сбор гербария, и опыт с яйцом, и даже создание бумажного самолётика при изучении птичьего крыла.
- В течение года строение скелета и репродуктивной системы, сразу сравнивается с человеком. Ну, потому что давайте по-честному 10-12 лет, это возраст первых изменений, и, конечно, они интересны ребёнку, даже если он с 3-ех лет не расстаётся с атласами по анатомии. В 9-ом классе школы, ты уже спокоен и невозмутим. Тебя сложно впечатлить и удивить (вот почему разговаривать тогда о вреде курения и алкоголя бесполезно).
- Все схемы немецкого учебника и из моего детства - максимально похожи, и упор делается на одни и те же моменты. Нет цели запомнить всё. Только какую-то часть.
Что ещё мне понравилось в немецком учебнике - отдельно вынесенный блок про половое развитие - вот уж где я ждала хайпа, треша, контент (чёрт, возьми!). А оказалось более чем в нормах христианской морали. Никаких тебе отсылок к радужным флагам.
Давайте подробнее остановлюсь:
В учебнике, естественно, даётся, как изменяется тело от детского возраста к юношеству. Показано строение репродуктивной системы. Но в обморок падать там не с чего (меня взрослую тётеньку с двумя детьми, точно не удивить картинкой из атласа, но и мою подростку тоже). Почему?
Мои родители были очень умными и продвинутыми, и в далёком 1991 году, не стали сочинять мне сказки про аистов и капусту, а купили классную детскую книгу, где в форме очень доброй истории рассказывается откуда берутся дети. Я прочитала её вместе с папой. Потом несколько раз сама. А потом у меня родилась сестра. Моя бабушка была не настолько современной, и однажды увидев эту книгу, кричала на всю квартиру: “Вы - сумасшедшие! Да она вам в подоле в 14 принесёт!”. Не принесла (удивительно). Я не хихикала в школе над “пестиками”. Не листала под партой учебник анатомии. Тот же “фокус” я повторила со старшей. И говорить с ней могу, не краснея, употребляя физиологические термины. И если она смотрит со мной фильм, в котором есть сцены 16+ (тот же Титаник), я не закрываю ей глаза, не ставлю на паузу и перемотку. Если у неё возникают вопросы - отвечаю максимально честно. Хочешь подробностей? Окей, лучше это сделаю я. Поэтому, когда во втором классе, придя в московскую школу (дочь на год-полтора младше одноклассников), на перемене ей решили показать “интересный” видосик, она ничуть не смутилась. Громко обозначив позицию, что это “видео для взрослых”, которое не пристало смотреть в стенах школы.
Так вот, в немецком учебнике целая глава посвящена половому просвещению, но очень большой упор делается на нормальности взросления. Что тело девушек и юношей меняется. Есть блоки про гигиену, менструальный цикл. Есть про зачатие и деторождение, но здесь даже смешно - “Когда сперматозоид оплодотворил яйцеклетку начинается её деление”. Никаких подробностей, как они встретились. Потом ребёнок внутри женщины растёт 10 месяцев, и в больнице появляется на свет.
И всё? Почти.
Есть классная глава: “Ваше тело принадлежит вам!”, о том, что как бы ты ни выглядел, не был одет, кто бы тебе что ни говорил и не предлагал, важно говорить “НЕТ”.
“Только вы контролируете своё тело и решаете, кому разрешено делать вам комплименты, разрешаете какой-либо физический контакт. Это касается не только незнакомцем, но друзей и родственников. Если кто-то прикасается к вам против вашей воли или пытается заставить вас сделать что-то, что вам не нравится, громко и решительно скажите “НЕТ”.
Я готова просто аплодировать стоя, видя такие главы в учебнике. Если это обсуждается в классе, и учитель не будет краснеть и давать параграф на дом.
Пусть лучше дети выучат, что фразы: “Обними меня”, “Возьми мою руку”, “Садись ко мне в машину” и прочие - это красные флаги для “Беги” и “Кричи”. И тут меня сложно переубедить тем, кто считает, что “Это рано!”. В 11 лет уже местами может быть довольно поздно (поверьте человеку, который в силу профессии, присутствовал на дознаниях несовершеннолетних). Правило “НЕТ” - знают обе дочери лет с трёх.
Так что, учебник биологии мне понравился. Одобряю. Теперь важно, как это всё будет преподаваться и изучаться. Может быть, ещё какой-нибудь учебник позже разберу. Но мне важно понимать интересно ли вам это, так что не стесняйтесь и пишите свои мысли в комментариях (я люблю поболтать).