Этого человека со школы, наверное, помнят почти все. И если места, в которых бывал Пржевальский, для многих тайна покрытая мраком, то вот лошадь Пржевальского - это прямо персонаж национального фольклора.
Оставим для его биографов детские и юношеские годы. Отметим лишь, что чуть ли не 16-летним он успел поучаствовать в Крымской войне, однако быстро разочаровался в военной службе. Тем не менее, он заканчивает учебу в военной академии, после чего какое-то время работает преподавателем истории и географии в Варшаве в юнкерском училище. Там он издает учебник по физической географии. Но он мечтал о своей экспедиции.
Помог ему Семенов-Тян-Шанский, который ходатайствовал об отправке Пржевальского в Восточную Сибирь, а тот в итоге оказался еще дальше - в Уссурийском крае. Вся экспедиция то состояла из 3-х человек. Добирались через Иркутск, Читу и в итоге достигли Благовещенска. И вот здесь можно заметить, как изменилось время за 100 лет. На весь маршрут из петербурга было потрачено около месяца! Это очень быстро. В наши дни, например, от Иркутска до Благовещенска около 2650 км, а в те времена вообще главной преградой на пути был Байкал. КБЖД то еще не было. И даже в Иркутск железная дорога не пришла.
В Благовещенске экспедиция пересаживается на судно и примерно за неделю достигает Хабаровска по Амуру, а затем переходит на реку Уссури, которую многие опять-таки знают не столько благодаря географии, сколько благодаря уссурийскому тигру.
Путь по Уссури вверх по течению был очень сложен. Добирались с помощью лодок. Но на них лыли лишь гребцы, а сам Пржевальский шел в основном по берегу. В наши дни между Хабаровском и Буссе, что в Приморском крае - около км по автодороге. Пржевальский же считал, что вдоль реки они прошли около 500 км.
А вот далее еще пару дней до озера Ханка поднимались на пароходе по изобилующей поворотами реке Сунгача.
Профиль реки Сунгача - это просто кладезь для любителей кривых линий и поворотов на 180 градусов. Река пограничная. Взгляните на это:
Пробыв на озере Ханка несколько недель, путешественники двинулись на восток, достигли Японского моря и вернулись в Петербург.
Но оказалось, что этот поход был просто тренировкой. Первое большое путешествие началось в 1870 году и продлилось 5 лет! В этот раз путешественники не стали смещаться к востоку, а перешли границу у города Кяхта - там и в наши дни пограничный пункт. Первым объектом на пути их исследований была пустыня Гоби. От Кяхты до границы Китая и Монголии около 1000 км. А потом езе около 450 км н юго-восток до современного города Чжанцзякоу, который в те годы назывался Калган. Здесь путешественники осмотрели Великую Китайскую стену и двинулись дальше в Пекин - им нужно было достать разрешение на посещение Тибета. До Пекина в общей сложности около 650 км.
Кстати, Чжанцзякоу стал знаменит во время последней зимней пекинской олимпиады. Там во множестве проводились соревнования по лыжным видам спорта.
Получив разрешение на посещение внутренних районов, Пржевальский отправился в город Ордос во внутренней Монголии. по масштабам Китая - обычный город, но вообще 2 млн населения. Город входит в золотой энергетический треугольник Китая, где производят огромное количество электроэнергии. Здесь же расположены крупнейшие криптофирмы в Китае. Но в Китае его называют город-призрак, поскольку он абсолютно пустынный.
В 1872-73 гг. Пржевальский проникает в горные районы Тибета, по которому он проходит 6000 км. Сбылась и мечта исследователя - он посетил озеро Кукунор.
По прямой от Пекина до этих мест 1500 км.
Скорее всего, оно привлекло исследователя своими размерами - это второе по величине бессточное озеро Центральной Азии. Оно соленое, а расположено на высоте почти 3200 метров.
Озера вообще были для него каким-то пунктом притяжения. Например, во время второго своего азиатского вояжа он тщательно исследовал другой крупный водоем - озеро Лобнор. Пржевальский решает определить границы Тибета, и открывает огромный хребет Алтынтаг - Золотая гора. Попал же он туда, скорее всего, через Кульджу или, что менее вероятно, Урумчи. К сожалению, точных сведений об этом маршруте я не нашел.
В наши дни Лобнор - это практически полностью высохшее озеро. А вот времена Пржевальского оно имело площь около 15 тыс. кв. км. То есть примерно 150 * 100 км.
В следующие два года в 1877-78 гг. он снова собирается в Тибет, но из Кульджи через Урумчи доходит лишь до современного города Цитай. Отношения с Китаем портятся, и ему было велено вернуться назад.
В следующем году он хотел попасть в Лхассу в центре Тибета, но оформить документы не удалось. Вместо этого Пржевальский проходит около 8000 км по округе Тибета.
Потом было еще одно путешествие на верблюдах, маршрут которого также измерялся несколькими тысячами километров.
А вот попасть в свою последнюю экспедицию ему было не суждено. На охоте он простудился и заболел тифом. Ученого перевезли в город Каракол, где он и умер. Через год город Каракол был переименован в Пржевальск.
Если я правильно понимаю, сегодня этот город снова называется Каракол. Это четвертый по величине город Кыргызстана на высоте под 1700 метров. А вокруг - пятитысячники!
Спасибо, что дочитали рассказ про этого незаурядного человека. Подписывайтесь на канал, если вам было интересно. Заранее спасибо )