Найти тему

Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» — взгляд изнутри на ближний круг Малевича и философию супрематизма

Работы, представленные на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
Работы, представленные на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»

В Москве с 20 октября по 19 февраля в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка — «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства : Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Впервые проект был показан в «Ельцин Центре», московская же версия выставки существенно дополнена и расширена. В музее представлено 98 работ 31-го художника – учеников и сподвижников Казимира Малевича, а также работы самого мастера.

Как ясно из названия, отсылающего к одноименному трактату Малевича, посвящена экспозиция беспредметному искусству, и в частности — супрематизму. А также людям, последовавшим за смелыми и масштабными идеями Казимира Севериновича. Путь супрематизма как такового был недолгим, но эти идеи оставили неизгладимый след в истории. Именно авангардисты вывели русское искусство на мировой уровень. Супрематисты мыслили масштабно: хотели изобрести новый язык, совершить революцию в искусстве, сломать стереотипы, вывести беспредметное в область предметного: на улицы городов, в дома каждого гражданина. Они изучали цвет и форму, их влияние на человека, как настоящие ученые. И даже в условиях гонений на авангардное искусство, находили способы воплощать свои идеи.

Выставка позволяет проследить путь беспредметного искусства не только ретроспективно, но и изнутри — глядя на него глазами художника, учившегося у Малевича и верившего в идеи супрематизма — глазами Льва Юдина. Его дневники, которые он вёл многие годы, и стали основой для создания экспозиции. Кураторы, с опорой на исторические документы, проследили формальные и неформальные связи художников, стараясь детализировать представление о близком круге Малевича.

На стенде представлена книга Льва Юдина «Сказать — своё: дневники, документы, письма, свидетельства современников», которую гости могут полистать и почитать.
На стенде представлена книга Льва Юдина «Сказать — своё: дневники, документы, письма, свидетельства современников», которую гости могут полистать и почитать.

Экспозиция строится хронологически, охватывая 20–30-е годы. Первый блок рассказывает о Витебской художественной школе и группе УНОВИС — утвердителях нового искусства. Второй — о Гинхуке, Государственном институте художественной культуры и его исследованиях. Третий — о времени после закрытия Гинхука, так называемом Постсупрематизме, живописно-пластическом реализме.

Начинается выставка с Витебска, куда Малевич приехал по приглашению коллег для преподавания в художественном училище. Закончилось это тем, что почти все студенты перешли в мастерскую Казимира Севериновича, что очень задело Марка Шагала, который это училище и основал. В итоге Шагал покинул Витебск, уехал в Москву, затем в Европу, где стал всемирно признанным мастером. С его работ и начинается экспозиция, это своего рода вводная часть к основной теме выставки.

Марк Шагал, «Метельщик», 1913
Марк Шагал, «Метельщик», 1913

Далее разворачивается тема обучения студентов по системе Малевича. В ней было 4 основных этапа: обучение абстракции, кубизму, футуризму и супрематизму. Мы можем видеть работы его учеников на разных этапах обучения, и комментарии Юдина из его дневников: кем-то он восхищается, других не понимает, но свои работы чаще всего ругает.

У Малевича была идея не просто создания нового искусства, но внедрения этого искусства в жизнь. Чтобы искусство присутствовало в городе, ученики и Малевич расписывали не только стены зданий в супрематическом стиле, но и трамваи. Такой «трамвай» — интересный объект экспозиции. Он не только дает представление, как выглядел такой авангардный транспорт, но и предлагает полюбоваться из «окон» на Витебск того времени.

На выставке представлены уникальные, малоизвестные произведения учеников Малевича. Некоторые из них – буквально единственное, что сохранилось из работ художника. Кураторы как бы возвращают им имена, вписывают их в историю. Ведь на выставках УНОВИСа этикеток не было, все работы считались результатом коллективного труда.

Присутствуют в экспозиции и признанные шедевры. У картины «Супрематизм» Казимира Малевича стоит персональный охранник, следящий за сохранностью ценного экспоната. А рядом — электронная версия работы «Супрематизм духа». Оригинал кураторы добыть не смогли во многом из-за нынешней политической обстановки.

Следующая часть выставки — переезд в Петроград и деятельность Государственного института культуры. Это уникальная институция, в которой Малевич собрал не только своих учеников, но и ведущих представителей авангарда того времени. В мастерских художники изучали, как искусство влияет на человека, как оно организовывает пространство, изучали формообразование, эволюцию пластической формы, законы зрительного восприятия, сочетания звука и цвета. Это была настоящая лаборатория поиска, но просуществовала она не долго.

Многие наработки и изобретения Гинхука не дошли до наших дней, но сохранились в фотоархивах
Многие наработки и изобретения Гинхука не дошли до наших дней, но сохранились в фотоархивах

В этой части выставки кураторы также уделили внимание супрематическому фарфору. Он отлично подходил для внедрения беспредметного искусства в повседневную жизнь, и многие ученики Малевича — Илья Чашник, Николай Суетин, Анна Лепорская — добились успехов и признания, работая в этой сфере.

Завершающая часть выставки посвящена 30-м годам, времени, когда поиски художников уже совсем не совпадают с линией партии. Власти не понимают, как геометрические фигуры могут отобразить все достижения пролетариата на пути к светлому будущему. Гинхук исчезает, многие ученики малевича ищут новые формы выражения, ищут компромисс между супрематизмом и предметным искусством, возникает так называемый живописно-пластический реализм.

В этой части выставки много изображений крестьян. Даже в этом ученики продолжают подражать Малевичу, который пишет людей, утративших лица. В это время творчества Казимира Севериновича выражает трагическое настроение и его восприятие страны. В работах Веры Ермолаевой, которая была теоретиком живописно-пластического реализма, также ощущается какой-то трагизм и даже ужас, но никак не воспевание людей, работающих в полях. Возможно, это было каким-то предчувствием. Ермолаева позже была арестована и расстреляна в лагерях

Завершается выставка интересным стендом, на котором изображены лица всех художников, с чьими работами мы познакомились. Кураторы отмечают, что судьбы этих людей сложились по-разному, но легкой жизнь не была ни у кого. Они боролись за свое искусство и право им заниматься. Нам предлагают отдать дань художникам, нажав на кнопку, после чего прозвучат аплодисменты. Честно говоря, в этой точке выставки я расчувствовалась до слез.

Гости могут нажать на кнопку, после чего зазвучат аплодисменты. Я слышала аплодисменты почти всё время, что находилась на выставке.
Гости могут нажать на кнопку, после чего зазвучат аплодисменты. Я слышала аплодисменты почти всё время, что находилась на выставке.

И ещё несколько фактов и моих впечатлений. Тезисно:

  • Выставка, как я писала выше, проходит в Еврейском музее и центре толерантности. А он располагается в Бахметьевском гараже, который является памятником архитектуры советского авангарда. Архитектором здания был Мельников, а инженером – Шухов. Так что соприкосновение с искусством начинается ещё на улице.
  • В целом музей — очень современный, стильный, удобный. Работают в основном молодые ребята. В здании есть кафе, оформленное в авангардном стиле, и книжно-сувенирная лавка.

  • Находка кураторов с дневниками Юдина показалась мне очень интересной. Благодаря его цитатам на стенах, можно понять, как видели работы современники. Интересный ракурс, взгляд изнутри.

  • Помимо цитат, в зале лежит большая книга с дневниками Юдина, которую можно полистать и почитать. Также на выставке представлены отдельные листы дневника в оригинальном виде (в том числе с зарисовками) и их «расшифровка» рядом, что тоже очень любопытно. Можно проследить за ходом мыслей и рассуждений.
Лист из дневника Льва Юдина с «расшифровкой»
Лист из дневника Льва Юдина с «расшифровкой»

  • На выставке представлена теперь уже очень знаменитая работа — «Три фигуры» Анны Лепорской (она даже вынесена на постер выставки). Именно этой картине охранник «Ельцин Центра» пририсовал глаза в 2021 году. Государственная Третьяковская галерея предоставила работу для выставки после проведенной реставрации. Но гости выставки всё же пытаются найти на лицах следы нарисованных глаз.
Анна Лепорская, «Три фигуры». 1932-1934
Анна Лепорская, «Три фигуры». 1932-1934

  • Представлены в экспозиции и документальные кадры, фото и видео с выставок УНОВИСа, из мастерских Гинхука. Они не только в отличном качестве, но и содержательно подписаны: что именно изображается, кто именно на фото. Даже видео протитровано, чтобы мы знали, чьи лица и работы мы видим. А ещё ценность этих кадров в том, что на некоторых из них запечатлены работы, которые не дошли до наших дней.

  • Новым элементом московской выставки стал проект «Я — Малевич». По задумке кураторов, он дает гостям возможность «прожить» три эпохи, представленные на выставке, глядя на них глазами разных художников: Малевича, Шагала, Юдина, Суетина, Матюшина, Рождественского и др. При входе гостям дают инструкцию и QR-код, по которому открываются аудиозаписи. Это не гид, а скорее просто описание биографий художников. Десять аудиозаписей по 10 минут в среднем, каждая из них звуковым сигналом дает понять, когда повествование перемещается в следующий раздел выставки. Я бы не сказала, что это действительно дополняет экспозицию, как-то пересекается с тем, что мы видим в залах, но узнать больше о жизнь этих художников было интересно. И с точки зрения техники и удобства всё сделано очень хорошо.

  • На выставке есть тактильные модели картин, которые можно трогать. Плюсик в копилку инклюзивности и доступности искусства.
  • Три блока выставки разделяются не только информационными блоками, но и цветом стен экспозиции, что помогает не запутаться в хронологии.
  • И ещё один интересный артефакт покажу. Он маленький, легко не заметить, но я заметила :)
-21

В целом от выставки у меня остались крайне положительные впечатления. Я узнала много нового, запомнила много имен, получила гораздо более детальное представление о том времени, и не успела устать или заскучать, что тоже важно :) Не сказала бы, что многое узнала о самих идеях и философии Супрематизма. Но если задачей кураторов было проследить связи художников и расширить представление о круге Малевича, со своей работой они справились, на мой взгляд, замечательно.