Палеонтолог-любитель из Сергиева Посада — о науке, своих находках и коллекционировании
Когда-то давно, ещё в мезозойскую эру, на месте нашего округа располагалась лагуна с тёплой водой. Её обитатели были разнообразны: древние рыбы, акулы, морские и летающие рептилии. Отпечатки и окаменевшие зубы этих доисторических свидетелей до сих пор ищут не только профессиональные учёные, но и палеонтологи-любители. Один из них, Алексей ЕФИМОВ, рассказал нам о своём хобби и показал коллекцию.
На пути к палеонтологии
Алексей увлёкся палеонтологией ещё в детстве: в пять лет мальчику подарили раскраску с динозаврами, в шесть — книгу о том же. Тема увлекла его достаточно сильно, но жизнь и работу связывать с этим направлением он не стал. Около пяти лет назад детское увлечение получило второй шанс: в сети Алексей познакомился с коллекционером окаменелостей.
«Я не думал, что можно заниматься любительской палеонтологией на таком высоком уровне, как профессионал. Мне казалось, что нужно обязательно иметь высшее образование и отправляться в экспедиции от музеев. Оказалось, что это совсем не так, и можно встроиться в палеонтологическую движуху, развиваться, а потом, если получится, выучиться. Мой знакомый коллекционер рассказал, как он занимается палеонтологией, и тогда я подумал, что и мне надо опять к этому вернуться и сменить работу на хобби», — вспоминает наш герой.
Алексей вступил в тематические группы в социальных сетях, изучал контент и переписывался с любителями окаменелостей, которые, видя интерес молодого человека, делились своим богатым опытом.
Спустя время некоторые новые знакомые начали приглашать его в небольшие экспедиции. Первые его раскопки, к слову, были в Сергиево-Посадском округе.
«Я даже не предполагал, что здесь у нас есть места, где можно раскопать, например, акульи зубы. Когда поехал впервые, не нашёл ничего — поначалу думал, что можно рыть в любом месте, но всё оказалось сложнее. Во второй поездке всё получилось. Ещё ездил в Рязанскую область и в Балашиху», — рассказывает Алексей.
Нижние челюсти мамонтов
«Мы похожи на золотодобытчиков»
Раскопки проходят каждый раз по-разному, всё зависит от места и потенциальных находок. Например, в нашем округе много зубов доисторических акул, их копают в песке, — палеонтологи роют ямы, набирают породу и просеивают её. «Можно просеивать насухо, можно с водой. Мы похожи на золотодобытчиков в этом плане», — объясняет Алексей принцип работы.
В других регионах, например в Ленинградской области, часто находят трилобитов — вымерших морских членистоногих. Их добывают из известняка: сначала выдалбливают кусок породы, а потом везут на так называемую препарацию, где очищают кисточками и другими инструментами.
«Как узнать, где копать? Бывает по-разному. Например, мой знакомый работал на стройке, копал карьер экскаватором и обнаружил формации эпохи миоцена (23 — 5 млн лет назад. — Ред.). Также у профессионалов есть специальные карты: они ориентируются на маркеры, например, найденные ракушки или животных, — и делают выводы о том, кто жил здесь в определённый период. В Сергиево-Посадском округе можно найти окаменевших обитателей мелового периода (145 — 66 млн лет назад. — Ред.), в Москве — выходит чёрная глина юрского периода (200 — 145 млн лет назад. — Ред.)», — отвечает палеонтолог.
На территории Центральной России, говорит Алексей, в мезозойскую эру (251 — 66 млн лет назад) располагалось море, а в Подмосковье — небольшая лагуна. Климат был субтропический с переходом в умеренный, похожий на средиземноморский.
В меловой период там, где сейчас находится наш округ, жили акулы, например кретоксирина, доходящая длиной до восьми метров
А вот мегалодоны к нам не заплывали — слишком крупные, длиной до 15 метров, и в довольно мелкой для них лагуне им было не очень удобно охотиться. Также у нас водились морские рептилии криптоклидиды, относящиеся к плиозавридам, — их зубы тоже попадаются на раскопках, но редко. Ещё один местный обитатель — крупная рыба протосфирена, похожая на рыбу-меч. Сейчас можно обнаружить их рёбра.
Акульи зубы, найденные в Сергиево-Посадском округе
В коллекцию и в подарок
«Обнаружить окаменелости довольно легко даже в щебёнке. Но любую находку лучше показать специалисту, который поможет определить, что именно вам удалось откопать или найти. Это можно сделать даже в социальных сетях: например, я сам веду такую группу. Там люди делятся находками, а я рассказываю о своей коллекции и выставляю что-то на продажу», — отмечает Алексей.
К удивлению самого палеонтолога-любителя, оказалось, что тема интересна довольно большому кругу людей. В ходу, например, те же зубы акул: их часто берут в подарок врачам-стоматологам или в качестве интересного экспоната детям — это же настоящая часть доисторического животного, предел мечтаний любого увлечённого мальчишки. Амониты на подставках покупают для украшения интерьера в стиле лофт, черепа пещерных медведей — для домов с изюминкой. Кроме того, в России немало коллекционеров.
«Самый редкий предмет коллекции, который у меня был, — зуб тираннозавра и большой аммонит из Ульяновска, диаметром более полуметра. Он был покрыт перламутром, как и порода, в которой он находился. В России я таких больше не видел», — вспоминает палеонтолог-любитель
О каждом предмете коллекции Алексей готов рассказывать подробно, а интересных фактов о вымерших животных можно узнать немало, как и историй об их находках. Чтобы популяризировать тему, наш палеонтолог также проводит различные лекции: одна из них, например, прошла не так давно в библиотеке им. В. Розанова на встрече Сергиево-Посадского клуба нумизматов и коллекционеров. Мы, в свою очередь, тоже расспросили Алексея Ефимова о нескольких экспонатах — подробнее об этом можно будет прочитать в полной версии материала на нашем сайте vperedsp.ru.
Светлана ГИРЛИНА
Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ