Одним из принципов уголовного права является неотвратимость наказания. Именно по этой причине Следственный комитет России продолжает работу по нераскрытым преступлениям прошлых лет. Опытные сотрудники СК РФ с успехом распутывают дела с самыми неочевидными сюжетами. Так, следователи СУ СК России по Курской области раскрыли убийство, которое четверть века считалось безнадежным «глухарем».
Кто убил скотника?
17 января 1997 года работники фермы, расположенной в поселке Студенок Железногорского района Курской области, обнаружили рядом со сторожевым вагончиком 37-летнего скотника Алексея Маркова (здесь и далее имена и фамилии фигурантов изменены. – Прим. ред.). Он лежал на снегу без сознания, из раны на голове сочилась кровь. Прибывшие по вызову медики доставили пострадавшего в Железногорскую городскую больницу, где он скончался через три дня, не приходя в сознание.
Причиной смерти Маркова стала тупая закрытая черепно-мозговая травма. Эксперты установили, что мужчину как минимум дважды ударили по голове твердым тупым предметом. Следователи прокуратуры возбудили уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Допросили сотрудников фермы, товарищей, знакомых и родственников погибшего. Все повторяли примерно одно: «Конфликтов Алексей ни с кем не имел, обстоятельства произошедшего нам неизвестны». Иными словами, преступление произошло в условиях неочевидности. Спустя два месяца расследование было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
В конце 2021 года материалы дела попали в руки руководителя Железногорского межрайонного следственного отдела СУ Следственного комитета России по Курской области Максима Головина и старшего следователя Романа Зайцева. Их внимание привлекла одна деталь: в день гибели Маркова на территории хозяйства находились сотрудники милиции, которые составили в отношении скотника административный протокол за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. В документе были указаны фамилии пятерых сотрудников. Двоих из них проверяли на причастность к смертельному избиению еще в 1997-м, но весомых доказательств тогда найти не удалось.
Старые версии – новый подход
Сотрудники Железногорского межрайонного следственного отдела решили повторно проверить предположения коллег. Они проанализировали личности всех оперативников, побывавших на ферме в день избиения Маркова. Было установлено, что в живых осталось лишь трое. Один из них – бывший оперативник Василий Говоров – особенно заинтересовал следствие. Он занимался незаконным сбытом немаркированной алкогольной продукции, за что и был вскоре задержан. Уверенный в том, что ему удастся избежать ответственности, Говоров сначала «козырял» своими «отставными» погонами, а, когда это не помогло, попытался дать полицейским взятку. В итоге к статье УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки» добавилось другое тяжкое преступление – «Дача взятки». Руководитель отдела Максим Головин принял уголовное дело в отношении Говорова к своему производству. Подозреваемому было предложено пойти на сотрудничество со следствием, и тот согласился не только дать показания по «алкогольному» делу, но и рассказать об обстоятельствах преступления многолетней давности на ферме Студенок.
Расследованием этого преступления занялся уже старший следователь Роман Зайцев. Он нашел психологический подход к Говорову, в результате чего тот назвал имя убийцы скотника – его бывший коллега Сергей Комаров. Василий Говоров дал на него изобличающие показания. Рассказал, что в январе 1997-го года вместе с коллегами приехал в Студенок для проведения операции «Сигнал», в ходе которой выявлялись граждане, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте. Сотрудники заглянули на местную ферму. Здесь в «праздничном» виде трудился скотник Марков. Участковый принялся составлять на него протокол. Во время оформления документа между оперативником Комаровым и нарушителем возник конфликт из-за того, что последний был не согласен с будущим штрафом. Сотрудник долго размениваться на слова не стал – ударил скотника кулаком по лицу. Тот прикрылся руками. Тогда Комаров, почувствовав безнаказанность, выхватил из-за ремня резиновую дубинку, которую дважды обрушил на голову несчастного. Орудие пробило череп. Марков упал, а милиционеры сели в служебную машину и уехали. В ходе проверки показаний на месте Василий Говоров с помощью манекена продемонстрировал, каким способом Сергей Комаров пробил голову Маркову резиновой дубинкой. В итоге спустя ровно 25 лет после трагедии – 18 января 2022 года – следствие по делу было возобновлено. Показания Говорова подтвердил и еще один милиционер-очевидец. Версия об убийце Комарове объяснила молчание всех опрошенных на тот момент свидетелей из числа работников фермы. Ведь злодей являлся действующим милиционером. Вполне возможно, что люди попросту боялись давать на него показания. Роман Зайцев решил закрепить доказательства и вызвал на повторный допрос вдову убитого работника фермы Алену Маркову. Поначалу она неохотно давала показания, уверенная в том, что расследование спустя столько времени не даст результата, но следователю удалось убедить женщину в том, что он решил докопаться до истины и доведет дело до конца. И Маркова рассказала, что среди ее знакомых долгое время обсуждалась версия о причастности к убийству ее мужа милиционера Комарова. Кроме того коллега супруга, сторож Жеребятников, сообщил ей, что Алексей успел назвать ему имя убийцы – оперативник Комаров. Также она добавила, что после похорон мужа этот милиционер приходил к ней на работу – в преступлении не признался, но прощения попросил. Это показалось женщине странным, но тогда своими подозрениями с сотрудниками прокуратуры она не рискнула поделиться. Была уверена, что оперативника все равно не привлекут к ответственности.
Под тяжестью доказательств
После проведенных следственных действий и получения неопровержимых доказательств Сергея Комарова задержали. Выяснилось, что он уволился из правоохранительных органов в звании майора еще в 1999 году, не доработав до пенсии из-за конфликтов с руководством. На протяжении долгих лет не имел постоянной работы и злоупотреблял алкоголем. К совершенному убийству он относился безразлично и без сожаления... После предъявления ему собранных доказательств он написал явку с повинной и сознался в содеянном. В рамках расследования обвиняемому была проведена амбулаторная психиатрическая судебная экспертиза, которая признала его вменяемым.
«Сложность в раскрытии этого преступления много лет назад заключалась в том, что обвиняемый и основные свидетели являлись сотрудниками милиции, – отметил старший следователь Железногорского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Курской области Роман Зайцев. – Они фактически принимали участие в работе по раскрытию этого же преступления, умалчивая об истинных обстоятельствах события. Но оснований для возбуждения уголовного дела по статье «Укрывательство особо тяжких преступлений» оказалось недостаточно, поскольку милиционеры не совершили непосредственных действий по сокрытию преступления. Но, как известно, все тайное становится явным».
Наталья Зарубина, СУ СК России по Курской области