Найти тему
ХитроЖук

ООО "СибАвтоТранс" - таёжный дебютант. Обсуждаем эмитента

Оглавление
Чем глубже в лес, тем тоще эмитенты
Чем глубже в лес, тем тоще эмитенты

Добрый день, уважаемые подписчики. С радостью приветствую вас на моём канале и хочу побаловать вас очередным разбором эмитента. Увы, в последнее время мне нечасто удаётся предварять своими разборами начало размещения, но я не оставляю надежды, что даже вышедший с опозданием материал окажется вам полезен. Сегодня в качестве «блюда дня» будет подан очередной дебютант – ООО «СибАвтоТранс». Готовы?

Щедрость украшает. Описание выпуска

До недавнего времени компания была неизвестна широкому кругу инвесторов. Поводом для знакомства стало размещение в начале февраля первого выпуска облигаций компании. Дабы не испортить первое впечатление эмитент решил не жадничать и предложил интересующимся интересные, на первый взгляд, условия:

  • Наименование: СибАвтоТранс-001P-01;
  • ISIN: RU000A105SZ2;
  • Объём: 200 000 000 рублей;
  • Номинал: 1 000 рублей;
  • Срок обращения: 4 года (до 28.01.2027);
  • Ставка купона: 18,0% годовых на весь срок обращения;
  • Периодичность: ежеквартально
  • Амортизация: да, 10% в дату выплаты 10-го купона, далее – по 15%.

Эмитенту присвоен рейтинг ВВ- от НРА. Руководство эмитента, видимо, решило не рисковать и не заниматься вялым и печальным размещение в течение полугода и сразу заинтересовало инвесторов неплохим предложением. Неплохое оно, как минимум, по своим ценовым параметрам. Успешные торги это подтверждают – все бумаги были розданы в хорошие руки в течение весьма короткого времени. Котировки подросли выше номинала и на сегодня торгуются на уровне 102,6%.

Выпуск кажется любопытным. Ставка интересная, наличие амортизации мне тоже по душе. А вот насколько потенциальная доходность бондов покрывает вероятные риски по ним – это тот вопрос, на который мы постараемся ответить далее.

Хозяин тайги. Описание эмитента

ООО «СибАвтоТранс», ИНН 5503168016, зарегистрировано в г. Омске и занимается оказанием широкого спектра услуг по строительству в условиях весьма непростых. Если точнее, то эмитент занимается разного рода строительно-монтажными работами в удалённых от цивилизации районах Сибири для нужд ресурсодобывающих компаний. Ниже можно наблюдать картинку, иллюстрирующую структуру и динамику выручки в разрезе видов работ.

А вот чем они кормятся
А вот чем они кормятся

Основным заказчиком работ выступает ПАО Газпрормнефть в лице дочерних компаний. По сути, Газпромнефть является ключевым заказчиком эмитента и от его благорасположение зависит жизнь и смерть компании и тех, кто доверит ей свои деньги. То, что эмитент так плотно окучивает одного крупного заказчика может говорить о наличии административного ресурса, но это останется на уровне домыслов.

Работы по контрактам осуществляются с использованием собственной техники, сотрудники вынуждены трудиться вахтовым методом.

Эмитент не входи в группы и холдинги. По крайней мере, выявить связи с аффилированными компаниями не удалось.

Эксплуатация техники в условиях севера вряд ли благоприятно сказывается на её ресурсе.

Компания занимается выполнением довольно специфических видов работ в непростых климатических условиях. Работает, при этом, на одного крупного заказчика. Это может нести потенциальные риски в случае как ухудшения взаимоотношений с ним, так и в ситуации снижения объёма инвестиций в «нефтянку». Иными словами, компания концентрирует усилия на слишком узком сегменте рынка и весьма вероятны негативные сценарии.

Сухие цифры. Отчётность эмитента

При оценке финансового положения я опирался на отчётность эмитента по РСБУ и данные Инвестиционного меморандума (не слишком содержательный, кстати).

Баланс
Баланс

Структура Актива существенных вопросов у меня не вызывает. Ожидаема высока доля Основных средств, используемых в бизнесе. Не совсем понятна лишь разнонаправленная динамика Запасов и «дебиторки» - рост на 57% и снижение на 46% соответственно. Возможно, были крупные авансы поставщикам, закрывшиеся на 30.09.22 поставками материалов.

Чуть интереснее в Пассиве. Капитал демонстрирует хороший рост. При этом, его увеличение вызвано не только учётом нераспределённой прибыли, но и увеличением Уставного капитала до 80 миллионов. Доля Капитала в Пассиве выросла с 12 до 33%, что заметно увеличивает уровень финансовой устойчивости.

В состав общего Финансового долга я включил остаток лизинговых платежей, учтённый в составе прочих долгосрочных обязательств. Это позволит более корректно рассчитать долговую нагрузку. По идее, у компании есть ещё лимит факторинга. Но, если верить меморандуму, он не предусматривает регресса, и не вижу смысла в этом случае учитывать его в составе обязательств эмитента.

В итоге, отношение Долг/Капитал на конец 2021 года составило 2,85 и уменьшилось к 30.09.2022 до 0,45. Динамика обнадёживающая. Показатель Долг/EBITDA на 31.12.21 находится на приемлемом уровне.

ОФР
ОФР

Выручка компании за 9 месяцев минувшего года превысила 800 миллионов, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом года 2021 на 64%. Это отрадно. Куда менее отрадно общее снижение рентабельности бизнеса: рентабельность по чистой прибыли упала с 6 до 1%. В абсолютном значении размер чистой прибыли также существенно просел. Рискну предположить, что виной тому изменение структуры выручки в ползу роста объёма услуг грузоперевозок. Судя по всему, это направление обладает существенно меньшей маржинальностью.

Выручка поквартально
Выручка поквартально

Возвращаясь к выручке хочу отметить неравномерность её формирования, что характерно для СМР. Это хорошо видно на рисунке выше.

Откровенно говоря, для более или менее полноценной оценки финансового положения данных маловато. Оценка Баланса существенных угроз не выявило. А вот ОФР даёт повод для раздумий. С одной стороны, выручка заметно выросла. С другой – её рост вызван увеличением доля низкомаржинального направления, что негативно отразилось на общей рентабельности бизнеса. Насколько это критично – пусть каждый решает для себя сам.

Собираем шишки. Краткие выводы

И наконец наступило время подачи десерта. По традиции на «сладенькое» оставляю предельно сухую выжимку из всего, что было написано выше. По итогам статьи я сделал для себя следующие выводы:

  • Выпуск по своим параметрам весьма привлекательный. В пользу покупки этих бумаг говорит как высока для рынка ставка купона, так и наличие плавной амортизации. Рынок весьма благосклонно отреагировал на предложение эмитента и бонды разобрали достаточно быстро. Надеюсь, пример последних размещений даст нужный сигнал тем компаниям, которые мучаются с размещением уже достаточно долго – не надо жадничать, если деньги реально нужны.
  • Бизнес компании таит в себе основные риски. Основным из них является высокая зависимость от одного заказчика. Заказчиками работ выступают структуры, аффилированные с Газпромнефтью. Потеря этого контрагента фактически убьёт бизнес эмитента. Насколько реален этот риск нам по имеющимся документам не оценить, но помнить о нём необходимо всегда.
  • Отчётность не блестящая, но и заметных проблем не наблюдается. Из негативных моментов – снижение рентабельности бизнеса по итогам 9 мес. 2023 года на фоне заметного роста выручки. Впрочем, подобная деятельность часто характеризуется заметными колебаниями основных показателей в зависимости от объёма и специфика исполняемых контрактов, от объёма передаваемых заказчику работ и пр.

Подводя финальный итог хочется заметить, что покупка облигаций компании явно не является безрисковым вложением. Насколько имеющиеся риски компенсируются повышенной ставкой купона пусть каждый решает сам. И на этом у меня всё.

Спасибо за внимание, обязательно возвращайтесь.

С уважением, ХЖ.

PS. Все написанное выше является частным мнением автора и не является рекомендацией по покупке или продаже ценных бумаг.
PPS. Если материал был интересным, прошу отблагодарить автора подпиской, нажатием "пальчика" и вашими комментариями.

Использованные ресурсы:

Страница на сайте раскрытия информации: e-disclosure.ru

Недавние статьи:

Инвесторов прокатят на лифте: облигации ООО "Мосрегионлифт"

ООО "КЛС-Трейд": так ли всë хорошо?

Реиннольц: пара мыслей о новом выпуске облигаций