Услуга – объект гражданских прав наряду с товаром, который может переходить от одного лица к другому (ст. 128, 129 ГК РФ). Расскажем, как оформить оказание услуг организацией проводками.
Понятие услуг
Результаты оказанной услуги реализуются и потребляются в процессе ее осуществления и не имеют материальной формы (п. 5 ст. 38 НК РФ). Оказание услуг подтверждают договор и подписанные первичные бухгалтерские документы – акты.
Поговорим о том, как составляются при учете оказания услуг проводки одной из сторон в договорных отношениях - исполнителем.
Оказание услуг: проводки у исполнителя
Приведем типовые бухгалтерские проводки при учете доходов и расходов организации, оказывающей услуги.
Бухгалтерский учет доходов от оказания услуг
Выручка исполнителя признается доходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).
При реализации поставщик услуг формирует такие типовые проводки по договору оказания услуг:
Дебет
Кредит
Суть операции
62
90.1
Учтена выручка от оказания услуг
90.3
68
Начислен НДС
50, 51
62
Услуги оплачены поставщику
Бухгалтерский учет затрат на оказание услуг
Затраты исполнителя признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Затраты на оказание услуг отражаются в учете так:
Дебет
Кредит
Суть операции
20, 23, 26, 29, 44 и др.
02, 10, 70, 69 и др.
Отражены расходы, связанные с оказанием услуг
90.2
20, 23, 26, 29, 44 и др.
Расходы за период списаны в себестоимость
Еще один объект гражданского права – работы. Это тоже деятельность, но ее результат в отличие от услуги имеет материальное воплощение и удовлетворяет потребностям заказчика (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Поэтому от проводки оказания услуг выполнение работ отличается дополнительной корреспонденцией:
Дебет
Кредит
Суть операции
43
20, 23, 26, 29, 44 и др.
Учтена себестоимость объекта, полученного в результате работ
90.2
43
Списана себестоимость за месяц
Рассмотрим проводки по учету услуг на примерах.
Оказание транспортных услуг: проводки
Пример 1. Оказание услуг транспортной компанией
ООО «Трансимперио» оказывает услуги по перевозке и сопровождению грузов на территории России. Общество заключило с ООО «Станкорем» договор транспортировки станка стоимостью 1 100 000 руб. Цена договора – 360 000 руб., в т.ч. НДС 20% – 60 000 руб. В стоимость входит оплата:
- за непосредственную доставку станка;
- за экспедирование.
Договором предусмотрена оплата по факту оказания услуги.
Бухгалтер ООО «Трансимперио» сформирует такие проводки:
Суть операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Станок принят к сопровождению (учитывается на забалансовом счете)
002
-
1 100 000
Расходы исполнителя - проводки:
Амортизация автомобиля
20
02
15 000
Топливо
20
10
20 000
Зарплата водителя-экспедитора
20
70
15 000
Начислены страховые взносы на ЗП водителя
20
69
4 500
Проживание водителя-экспедитора в гостинице
20
71
3 000
Итого:
57 500
Зарплата диспетчера
26
70
2 000
Начислены страховые взносы на ЗП диспетчера
26
69
600
Итого:
2 600
Доходы от оказания транспортных услуг - проводки:
Выручка согласно подписанному акту
62
90.1
360 000
Учтен НДС 20%
90.3
68
60 000
Зачислены средства от ООО «Станкорем»
51
62
360 000
Станок снят с ответственного хранения
-
002
1 100 000
Списание себестоимости за месяц
90.2
20
57 500
26
2 600
Получена прибыль от сделки (360 000 – 60 000 – 57 500 – 2 600)
90.9
99
239 900
Пример 2. Оказание услуг доставки товара силами поставщика
Договором поставки может предусматриваться условие о доставке товара поставщиком до склада покупателя.
ООО «Автотех» заключило договор поставки крупной партии запчастей к автомобилям ГАЗ с ООО «Техцентр» на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС 20% - 80 000 руб.
Себестоимость партии товара для ООО «Автотех» составляет 320 000 руб. При этом поставщик за свой счет обязан доставить запчасти по адресу местонахождения ООО «Техцентр».
Затраты поставщика, связанные с доставкой:
- топливо – 6 000 руб.;
- амортизация автомобиля – 4 000 руб.;
- зарплата водителя – 10 000 руб.;
- страховые взносы на ЗП – 3 000 руб.;
Всего расходов – 23 000 руб.
Затраты входят в состав расходов по реализации и аккумулируются бухгалтером на счете 44:
Затраты по доставке
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Топливо
44
10
6 000
Амортизация автомобиля
44
02
4 000
Заработная плата водителя
44
70
10 000
Страховые взносы
44
69
3 000
Списание затрат на доставку в себестоимость
90.2
44
23 000
Финансовый результат от сделки для ООО «Автотех» составит:
480 000 (выручка) – 80 000 (НДС) – 320 000 (себестоимость запчастей) – 23 000 (расходы по доставке) = 57 000 руб.
Выполнение работ: проводки
Приведем пример формирования бухгалтерских проводок, когда результат имеет материальное воплощение.
Пример 3. Изготовление мебели на заказ
ООО «Лира» по эскизам заказчика изготовило шкаф-купе стоимостью 40 000 руб. (НДС не облагается):
- в кассу заказчиком внесена предоплата 10 000 руб.;
- стоимость материалов – 20 000 руб.;
- зарплата – 5 000 руб.;
- страховые взносы на ЗП – 1 500 руб.
Составим проводки:
Суть операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Внесена предоплата заказчиком в кассу ООО «Лира»
50
62
10 000
Затраты на материалы
20
10
20 000
Оплата труда
20
70
5 000
Страховые взносы
20
69
1 500
Учтена фактическая себестоимость шкафа-купе
43
20
26 500
(20 000 + 5 000 + 1 500)
Списана себестоимость работ
90.2
43
26 500
Отражена выручка (подписан акт выполненных работ) проводкой
62
90.1
40 000
Окончательный расчет с заказчиком
50
62
30 000
Прибыль ООО «Лира»
90.9
99
13 500
(40 000 – 26 500)
Заключение
Учет доходов от оказания услуг отражается по счету 90, учет расходов – по счетам производственных затрат. Себестоимость услуг складывается из всех расходов, связанных с их реализацией: материалы, амортизационные отчисления, оплата труда, страховые взносы и т.д.